Чисто японский дизайн. Открыт новый фронт войны с европейскими автопроизводителямиКирилл Харатьян ЖЕНЕВА Дизайн никогда не считался конкурентным преимуществом японского автомобилестроения. Но именно на дизайн, как показал очередной автосалон, делает ставку крупнейший японский автомобилестроитель Toyota. Вахеи Хираи, два года назад начавший руководить дизайном Toyota и Lexus, очень улыбчивый и старательный человек. У него неплохой английский, но, рассказывая о будущем облике компании и о том, какой должна стать внешность ее автомобилей, запинается, подыскивает единственно верное слово, а найдя, сияет и произносит его особенно отчетливо, заботясь о верном произношении. Хираи так тщательно подходит к объяснениям, потому что предмет, о котором он говорит, весь построен на ощущениях, и ему приходится следить, чтобы эти ощущения возникали одновременно и были примерно одинаковыми у трех дизайнерских команд в Японии (в штаб-квартире Toyota), США (в Калифорнии), и Европе (вблизи Ниццы). Toyota была безликой, по сути дела копировала и компилировала чужие дизайнерские разработки, признает Хираи, и проблема даже не в том, что прежние ее машины никогда не выделялись, находясь среди других массовых марок, не было единого духа. Теперь он появился, и в Toyota его называют джей-фактор (джей начальная буква слова Japan, Япония), и он положен в основу философии дизайна и Toyota, и Lexus как ДНК лежит в основе всего живого. Хираи говорит, что джей-фактор это отнюдь не только традиционно понимаемая японская культура с ее изяществом и минимализмом; но это еще и то, чем Япония стала славна в последние десятилетия, новейшие технологии и материалы и даже аниме. Для Японии характерно гармоничное сочетание противоречивых сущностей, продолжает он, это и есть основа для работы дизайнеров. Мы создаем Японию вовне Японии, улыбается Хираи. Скажем, с помощью современных технологий интерьер машины может получиться в духе традиционной японской безмятежности. Но главное для нас как для команды дизайнеров быть независимыми и остроумными, говорит Хираи. Но остроумие одной нации, одной культурной традиции недоступно представителям иной культуры, а иногда даже и антипатически воспринимается ими. Поэтому дизайнеры всех трех команд вносят в разрабатываемые ими варианты моделей некоторые изменения, чтобы, с одной стороны, сохранить их общий язык, а с другой ввести местную уникальность. Интересен побочный эффект: разработанные в Европе Avensis и Corolla неожиданно хорошо продавались в Японии видимо, из-за сочетания японской сущности и европейского лоска. Джей-фактор самое общее, это не что иное, как корпоративная идентичность Toyota. Но для работы над отдельными марками Toyota и Lexus придуманы две различные концепции. Концепция более массовой и дешевой марки получила название vibrant clarity, что можно перевести как трепещущая чистота, а более дорогой leading edge (L)-finesse, что можно перевести как изящество лезвия. Без конкурентов На вопрос, откуда все-таки взялась идея, что пора Toyota заняться дизайном своих машин (не от зависти ли к конкурентам?), и не значит ли это, что знаменитое качество Toyota теперь лишится приоритетного внимания менеджмента, Хираи отвечал так, будто не уловил некоторой издевки, но нарочито казенно: что доходность компании позволяет ей, сохраняя повышенное внимание к качеству, упрочивать положение на рынке за счет предоставления потребителям наибольшего удовлетворения от продукта. Но потом снова заулыбался и сказал, что его дизайнеры не очень-то обращают внимание на то, чем заняты конкурирующие компании. далее...
|