Кинопрокат переезжает в Петербург. Столичные сети кинопоказа двинулись на петербургский рынокАНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА Зимой этого года туда вышли "Синема парк" и "Киномакс", активную экспансию продолжает "Каро фильм", а входящая в "Альфа-групп" "А1" приобрела лидера местного рынка - сеть "Кронверк синема". Эксперты объясняют экспансию сетей в Петербург насыщением московского рынка кинопоказа. Первой федеральной сетью, вышедшей на петербургский рынок, стала "Каро фильм"- в 2001 году она открыла двухзальный кинотеатр "Колизей" на Невском проспекте. В октябре 2005 года "Каро фильм" открыла второй шестизальный кинотеатр в Санкт-Петербурге в ТЦ "Рамстор" на Коломяжском проспекте, а в апреле запускаются еще два мультиплекса: девятизальный "Варшавский экспресс" и семизальный в ТЦ "Континент". В конце прошлого года на местный рынок вышло еще два федеральных игрока - "Синема парк" в декабре 2005 года открыла девятизальный мультиплекс в ТРК "Гранд каньон". А "Киномакс" в январе 2006 года открыл в Санкт-Петербурге четырехзальный кинотеатр в ТК "Румба". Тогда же "Альфа-групп" приобрела компанию "Эпос", которая управляет сетью "Кронверк синема". "Петербург готов принять еще около 90-100 залов. Город расположен на большой территории, районы локализованы. А сейчас все кинотеатры в основном расположены на Невском",- рассказывает гендиректор управляющей компании "Каро фильм" Игорь Ильчук. К концу этого года "Каро фильм" собирается открыть в Петербурге около 30 залов. "В 2006 году планируется открытие шестизального кинотеатра на улице Дыбенко, а в течение 2007 года - четырех многозальных кинотеатров. К 2008-2009 годам мы планируем открыть до 10 кинотеатров",- поясняет Ильчук. Он рассчитывает потеснить лидера местного рынка - сеть "Кронверк синема", управляющую шестью кинотеатрами (33 зала). "Раньше конца 2006 года объемы выручки "Каро фильм" и "Кронверк синема" сравняются",- обещает Ильчук. "Кронверк синема" тоже не собирается терять позиции. По словам гендиректора сети Эдуарда Пичугина, компания планирует "значительно расширить присутствие в Петербурге, рассматриваются предложения о создании мультиплексов в густонаселенных районах города". Эксперты связывают интерессетей к петербургскому рынку кинопоказа с перенасыщением московского. По данным компании "Невафильм", сейчас в Петербурге всего 23 кинотеатра (87 залов), в Москве- 84 кинотеатра (280 залов). ВМоскве на 100 тыс. человек приходится 2,77 кинозала, в Санкт-Петербурге - 1,89. Для сравнения, в Екатеринбурге на 100 тыс. человек 2,35 кинозала. "Было очевидно, что столичный рынок кинопоказа рано или поздно приблизится к насыщению, поэтому мы сделали ставку на развитие не только в Москве, но и в регионах. А Петербург - второй по величине рынок кинопоказа в стране",- поясняет директор по связям с общественностью холдинга "Проф-медиа" (владеет "Синема парк") Константин Воронцов. О насыщении московского рынка кинопоказа говорит и директор по маркетингу "Киномакса" Дмитрий Тюрин: "Безусловно, московский рынок перенасыщен. В отличие от Москвы в Санкт-Петербурге есть места, где плотность киноцентров на район весьма мала". А директор по маркетингу и связям с общественностью сети "Формула кино" Ольга Проскурякова связывает экспансию сетей в Петербург с дефицитом площадей в столице. "На московском рынке осталось меньше рентабельных и привлекательных объектов. Компании с большей осторожностью подходят к выбору места",- отмечает она. По словам Проскуряковой, "Формула кино" также рассматривает варианты выхода на петербургский рынок, но не ранее 2007 года. "Петербург, как второй по значимости город России,- привлекательный сегмент рынка для российского кинобизнеса. Сейчас несколько проектов находятся в стадии маркетинговой оценки, мы рассматриваем их потенциальную привлекательность",- рассказывает Проскурякова. Впрочем, некоторые игроки считают, что и в Петербурге рынок близится к насыщению. "Резервы роста киносетей в Москве и Петербурге почти исчерпаны, будущее - за региональной экспансией",- утверждает гендиректор кинокомпании DVI Cinema Владимир Федоров. DVI Cinema планирует в течение трех лет открыть более 100 кинокомплексов в регионах, в ближайшее время компания откроет многозальные кинотеатры в Ижевске, Волгограде и Екатеринбурге. Гендиректор агентства "Кармен медиа" (специализируется на рекламе в кинотеатрах) Павел Шиловский согласен с Федоровым: "Питер не менее перенасыщен, чем Москва. В регионы уходить более перспективно: возврат денег будет быстрее". Деловая газета "Бизнес" |