Голливуд берет Россию на прокат. Сразу три крупных голливудских мейджора открывают собственные офисы в РоссииАНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА Сразу три крупных голливудских мейджора - Sony Pictures Entertainment, 20th Сentury Fox и The Walt Disney Company открывают собственные офисы в России. Эксперты объясняют их действия бурным ростом российского рынка кинопроката и, как следствие, желанием мейджоров контролировать свои доходы в России. До недавнего времени интересы всех крупных голливудских мейджоров представляли российские дистрибуторы. Первым в Россию пришел международный кинодистрибутор United International Pictures (UIP), представляющий на международном рынке продукцию трех голливудских мейджоров - Paramount, Universal Company и Dreamworks. В 2004 году UIP открыла представительство на базе своего российского дистрибутора "ИстВест", с которым сотрудничала с 1989 года. В ноябре 2005 года российская "дочка" появилась у Sony Pictures Entertainment, в состав которой входят голливудские мейджоры MGM и Columbia Tristar. При этом соучредителем новой компании Monumental Pictures стала российская компания Patton Media: предполагается, что киностудия будет производить телепрограммы и художественные фильмы на русском языке. В феврале 2006 года о выходе на российский рынок кинодистрибуции заявила компания 20th Сentury Fox, которая ранее работала в России с дистрибутором "Гемини фильм". На базе этой компании 20th Сentury Fox создала свою дочернюю структуру ООО "Двадцатый век Фокс", которое займется прокатом фильмов мейджора в европейской части России. Азиатская часть страны пока останется за "Гемини фильм". А The Walt Disney Company решила выходить в Россию самостоятельно: в марте компания объявила о создании своего собственного подразделения в России, которое будет заниматься как дистрибуторской деятельностью, так и вкладывать деньги в съемки российских полнометражных мультфильмов и игрового кино на русском языке. Таким образом, об открытии своих офисов в России объявили почти все крупные мейджоры, кроме Warner Brothers, которая предпочла пролонгировать договор с российской компанией "Каро-премьер" еще на два года, рассказали "Бизнесу" несколько участников рынка. Директор по международным связям "Каро-премьер" Ирина Усачева это подтвердила: "Пока у Warner Brothers нет планов по открытию офиса в России. Но открытие самостоятельных представительств является стандартной схемой работы во всех странах мира при условии, когда рынок достигает определенного уровня развития, а посещаемость кинотеатров в стране неуклонно растет. Так или иначе любая мейджорская структура приходит к решению выходить на рынок напрямую". Эксперты объясняют экспансию мейджоров в Россию бурным ростом российского кинорынка. "Интерес к России обусловлен тем, что по объему сборов российский кинорынок входит в мировую десятку крупнейших, игнорировать его мейджоры уже не могут",- считает первый замгендиректора медиахолдинга "Профмедиа" Марина ЖигаловаОзкан, с 3 апреля вступающая в должность управляющего директора российского подразделения The Walt Disney Company. По данным компании "Невафильм", мировые сборы в 2005 году составили около $20 млрд, российские- $375 млн. "При этом рост проката в европейских странах стабилизировался, а в России рост пока есть. Мы предполагаем, что он продолжится до 2010 года",- полагает гендиректор UIP Евгений Бегинин. Жигалова-Озкан считает, что затраты на открытие собственного офиса в России "с лихвой окупаются прибылями, которые здесь можно получить": "Необходимо также отметить, что объем и темпы роста российского рынка телерекламы делают ведущие российские телеканалы важными клиентами для мейджоров. Сейчас в прайм-тайме на телевидении доминирует российский контент (около 90%), однако мейджоры уверены, что у них есть форматы, которые с успехом могут конкурировать с российской продукцией". Еще одна причина выхода мейджоров на российский рынок - нежелание делиться доходами от проката с дистрибуторами, говорят эксперты. "Это чисто экономический вопрос. Мейджоры хотят контролировать ситуацию, им выгоднее не заключать контракт с дистрибутором, а покупать кадры. Почти все представительства откроются на базе своих бывших прокатчиков",- констатирует гендиректор агентства "Кармен медиа" (занимается рекламой в кинотеатрах) Павел Шиловский. Как правило, сети кинотеатров получают около половины сборов от проката картины, около 50% достается дистрибутору, из них 35% - мейджору. "Причем когда мейджор работает с дистрибутором, все отдается на предпочтения агента, именно дистрибуторы решают вопрос о прокате той или иной картины, каким количеством копий его выпускать,каким кинотеатрам предлагать и сколько тратить на рекламу",- отмечает Евгений Бегинин из UIP. Агент руководствуется тем, что выгодно ему. Иногда он не будет выпускать ту или иную картину, а студия из стратегических соображений выпустит этот фильм в прокат, потеряв некоторые деньги на кинопрокате, но заработав потом на DVD или на телевидении, поясняет Бегинин. А гендиректор компании "Невафильм" Олег Березин считает, что открытие мейджорами российских офисов "лишь вопрос контроля": "Сейчас все оговорено с дистрибуторами, в будущем все расходы, в том числе на продвижение картины, лягут на плечи мейджоров. Думаю, это больше вопрос контроля и подчиненности, но не экономии денег". Деловая газета "Бизнес" |