06.04.2006

Распечатаем сайт. Дорого





АНТОН НЕСТЕРЕНКО



Все-таки в Германии очень трогательные отношения издателей бумажных книг с интернет-сервисами! Меньше полугода назад издатели решили запретить Google индексировать свои книги и вообще попытались создать свою собственную альтернативу поисковому гиганту на книжной ниве. А на прошлой неделе издательство Zenodot объявило, что собирается издать немецкую часть народной онлайн-энциклопедии Wikipedia на бумаге.

Абсурдного, равно как и забавного, в этой затее много, начиная от базового посыла запечатлеть на бумаге постоянно обновляемый контент и заканчивая ценовой политикой. То есть издатель планирует брать с желающих по 15 евро в месяц, а взамен - до 2010 года выдать им 100 томов систематизированных и отредактированных статей из Wikipedia. Пожалуй, это будет самой изощренной за всю историю интернета попыткой предоставлять платный доступ к контенту, куда уж там газетам с их платным доступом к архивам! Продать отпечатанную на бумаге информацию, которая доступна бесплатно в Сети,- верх находчивости. А поскольку Wikipedia закрываться не собирается, опубликован будет заведомо меньший объем информации, чем тот, что есть в Сети. Последний момент - в Wikipedia на немецком языке пока еще и не наберется статей на 100 томов, разве что выпускать их совсем тонкими книжками, но это уже мелочи.

Непонятно, на что надеются в Zenodot: название народной энциклопедии, конечно, известно и людям, далеким от интернета, оно появляется периодически в офлайновых СМИ, но вот только все больше в связи со скандалами по поводу недостоверной информации. А пользователи нынешней онлайновой Wikipedia захотят потратить несколько сотен евро на бумажный вариант разве что веселья ради. Еще, конечно, остаются сами участники проекта, которые, может быть, захотят иметь экземпляр энциклопедии, к которой приложили руку: просто в качестве сувенира. Видимо, они и есть основные потенциальные покупатели, что еще увеличивает абсурдность ситуации: продажа контента его же создателям больше всего напоминает выплату зарплат на заводах чайниками, которые этот же завод и производит.

То есть понятно желание организаторов народной энциклопедии заработать денег на своем детище, но способы они выбирают какие-то слишкомуж изощренные.

За каждый проданный том энциклопедии Wikipedia получит 50 центов. На контекстной рекламе они могли бы зарабатывать почти столько же за каждый клик. Размещая медийную рекламу, еще больше.

Вообще это странная тенденция последнего времени - издавать книжки на базе опубликованных в онлайне текстов. Блоггеры публикуют свои избранные сочинения, составляют какие-то тематические сборники из всего написанного за более или менее долгие сроки. Что поразительно, издается все это доступное в Сети добро вменяемыми тиражами и, видимо, даже продается как-то.

Буковки на бумаге, конечно, придают солидности автору. Интернет ведь остается в сознании людей несерьезным, нестабильным. Однако те же блоггеры используют эту динамичность как один из главных плюсов: быстро публиковать, при желании в нужный момент что-то подправить, переписать, мистифицировать, не думать о цензуре и прочих ограничениях. Но желание зацементировать прошлые наработки в бумажной книжке, видимо, неистребимо в людях пишущих. Вот только бизнес построить на этом получается плохо. Распечатанный блог или энциклопедия в большинстве случаев могут претендовать на статус сувенирного продукта, раскупаемого "френдами". Исключение - литературный талант, который от формата никак не зависит. А вот с энциклопедиями, где уже не талант, а чистая информационность играет роль, распечатка категорически оказывается вне игры, становится шуткой. И даже не очень смешной.

Деловая газета "Бизнес"