Автовывоз. Вице-президент АвтоВАЗа оказался близок к его крупнейшему дилеруАвтоВАЗ, выделивший рекордную ежемесячную квоту на продажу машин на внутреннем рынке ООО "Элекс-Полюс", так и не объяснил мотивов этого беспрецедентного решения. Между тем причины подобной благосклонности могут быть связаны с вехами трудового пути нового вице-президента АвтоВАЗа по стратегическому и корпоративному развитию Александра Пронина. Как стало известно Ъ, до назначения на завод он был совладельцем одной из компаний группы "Элекс-Полюс" и советником ее гендиректора по безопасности. О назначении господина Пронина АвтоВАЗ официально не сообщал и не приводил подробностей его биографии. Как выяснил Ъ, до 1999 года Александр Пронин работал заведующим отделом в Московском инженерно-физическом институте, а затем будущий вице-президент АвтоВАЗа ушел в автобизнес. В распоряжении Ъ оказалась копия устава ООО "Автовек" – дилера АвтоВАЗа, входящего в группу "Элекс-Полюс". Документ зарегистрирован в администрации Центрального района Тольятти под номером 4719/9122. Согласно уставу "Автовека", соучредителями компании в 2000 году являлись три физических лица: Александр Пронин, Игорь Лисютин (гендиректор группы "Элекс-Полюс") и Елена Васильева (ныне гендиректор "Автовека"). Все они, а также официальные представители АвтоВАЗа отказались комментировать Ъ эту информацию. Однако источники Ъ среди дилеров автозавода подтвердили, что Игоря Лисютина и Александра Пронина связывают давние партнерские отношения. В частности, утверждают они, Александр Пронин до прихода на АвтоВАЗ являлся советником гендиректора "Элекс-Полюса" по безопасности, а также был соучредителем не только "Автовека", но и других структур группы. Отметим, что, согласно базе данных СПАРК, Александр Пронин числится президентом ЗАО "Группа 'Элекс-Полюс'" (Москва), занимающегося продажей автомобилей. Впрочем, источник Ъ в окружении Игоря Лисютина утверждает, что Александр Пронин вышел из состава соучредителей и руководства всех структур "Элекс-Полюса" прежде, чем занял должность вице-президента АвтоВАЗа по стратегическому и корпоративному развитию. Александр Пронин был назначен вице-президентом АвтоВАЗа в январе. А в феврале появилась информация о том, что завод выделяет "Элекс-Полюсу" рекордную для рынка месячную квоту в 5 тыс. машин – 10% поставок АвтоВАЗа на внутренний рынок, что вызвало открытое возмущение дилеров. Кроме того, "Элекс-Полюсу" была доверена доставка автомобилей Lada на два ключевых рынка АвтоВАЗа – Москвы и Санкт-Петербурга. В марте советником господина Пронина был назначен Игорь Лисютин, а в конце марта с АвтоВАЗа был уволен вице-президент по маркетингу, сбыту и техобслуживанию Владимир Кучай, который имел непосредственное отношение к распределению квот. Ожидалось, что господин Пронин либо возьмет на себя обязанности Владимира Кучая, либо доверит их Игорю Лисютину (см. Ъ от 31 марта). Александр Пронин родился в 1958 году, окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и до перехода в автобизнес (до 2000 года) работал в МИФИ заведующим научно-исследовательским отделом на кафедре электрофизических установок. Кандидат технических наук, автор 17 изобретений. Пока этот вопрос не решен, однако, по сведениям Ъ, наиболее вероятен первый вариант: в окружении Игоря Лисютина отмечают, что он не желает расставаться с оперативным управлением в "Элекс-Полюсе" и потому не склонен окончательно переходить на работу на АвтоВАЗ. Не исключено, что результатом роста влияния господ Пронина и Лисютина на АвтоВАЗе может стать реформирование его дилерской сети. По сведениям Ъ, они выступают за создание в городах-миллионниках крупных сбытовых структур, которые будут напрямую получать автомобили с АвтоВАЗа, а затем перепродавать их региональным дилерам. При этом не исключено, что такие структуры смогут реализовывать машины в розницу и самостоятельно. Отметим, что квота в 5 тыс. автомобилей "Элекс-Полюсу" была выделена как раз потому, что компания Игоря Лисютина решила открыть для себя четыре новых региона сбыта: Казань, Екатеринбург, Челябинск и Уфу. Впрочем, как утверждают источники Ъ на АвтоВАЗе, детально прописанной концепции работы с дилерскими сетями на заводе пока нет. Ъ будет следить за развитием событий. ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ КоммерсантЪ |