Пальто не надо. Легкая промышленность учится подстраиваться под вкусы покупателейЛежащий на боку российский легпром еще не вышел из кризиса, но подает признаки жизни. В I квартале 2006 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло производство целого ряда товаров. Лидеры роста – костюмы, чулочно-носочные изделия и брюки. При этом значительно меньше стали шить, например, пальто. Эксперты объяснили «НИ», почему все это происходит. По данным Росстата, в первом квартале 2006 года больше всего выросло производство костюмов – на 32,5% (1,6 млн. штук). Вторыми по показателям роста оказались чулочно-носочные изделия – 24,2% (64,4 млн. пар). Производство брюк заняло третье место в этом списке, увеличившись на 16,7% – до 3,8 млн. штук. Обуви в России стали шить тоже заметно больше – 11,2 млн. пар, это на 11,6% больше, чем за три первых месяца прошлого года. По остальным видам товаров картина не такая радужная. Больше всего пострадало производство осенне-весенней верхней одежды. Рекордсменом по снижению стали пальто и полупальто – их пошив снизился на 14,9% – до 281 тыс. штук. Производство плащей упало не так сильно – всего на 1,5%, но снижаться дальше, оно, судя по всему и не могло: от дождя и ветра наш легпром способен защитить лишь 33,4 тыс. россиян в квартал. С чем связаны изменения в пошиве отечественной одежды, «Новым Известиям» объяснил советник президента Рослегпрома по экономическим вопросам Юрий Жуков. «Производство пальто и полупальто падают уже с 2001 года, – рассказал он. – Здесь не надо искать каких-то таинственных причин. Главный фактор обывательский: эти виды одежды просто перестали носить. Пальто все чаще заменяют на куртки. Мы даже по импорту не закупаем пальто. И плащей делаем очень мало». Зато ситуация на рынке костюмов мало подвержена веяниям моды и движима в основном экономическими факторами. «Рост производства костюмов начался еще в августе прошлого года, и каждый месяц выпуск увеличивался», – говорит г-н Жуков, Специалист высказал предположение, что сыграл свою роль ряд судебных дел по контрабанде товаров легкой промышленности. Помогло нашим швейникам и ужесточение таможенных ограничений: «НИ» уже писали, что теперь можно ввозить из-за рубежа только 35 кг веса и лишь раз в месяц. В итоге, по версии г-на Жукова, упал завоз товаров челноками. Все это, по словам эксперта, и повлияло на рост выпуска отечественной продукции, в том числе и костюмов. К тому же, как он утверждает, производственники помнят, что приближаются школьные выпускные балы – это всегда подстегивает спрос на костюмы. В последнее время стали шить много школьной формы. Вместе с тем конкурировать с иностранными производителями по-прежнему сложно. «Мы везем одежду отовсюду. Италия, Франция – с ними конкурировать сложно, они ведь законодатели мод, и качество у них высокое», – признает Юрий Жуков. К тому же, как он утверждает, в большинстве случаев работает не столько качество, сколько известный бренд. «При той же самой крепости швов, как у нашего костюма, иностранный будет более популярен. Конечно, многое зависит от категории покупателей. Мне лично бренд не важен. Но тот, кому это важно, никогда не купит наш товар», – рассказывает специалист. По словам члена комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Геннадия Селезнева, российская легкая промышленность все еще переживает кризис, и дело здесь отчасти в том, что она не ищет своего покупателя. «Сейчас много иностранной продукции, которая людям просто не по карману. Я же, например, знаю фабрику одежды в Санкт-Петербурге, где шьют одежду на любой карман. Хороший костюм стоит порядка 15 тыс. руб., а такой же иностранный можно купить за 35 тыс.», – рассказал «НИ» экс-спикер российского парламента. Его оценки будущего нашего легпрома тоже безрадостны. Как отметил г-н Селезнев, отечественные «легковики» больше всего боятся вступления России в ВТО. «По ним это нанесет огромный удар в связи с тем, что на рынок хлынут иностранные товары», – прогнозирует он. О том, чтобы достойно с ними конкурировать, судя по всему, не идет даже речи.
Новые Известия |
|