Повестка дня 2006-2008. Крупный бизнес призвал государство к разумной достаточностиВчера на XV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей глава союза Александр Шохин выступил с докладом, в котором обрисовал существующие экономические условия для бизнеса в России и вытекающую из них повестку дня РСПП на 2006-2008 годы. Ъ публикует основную часть доклада "Повестка дня 2006-2008" Приоритеты диалога бизнеса и государства вытекают из реального состояния экономики. По общемировым меркам условием нормальной деловой активности, обеспечивающей устойчивый экономический рост, является годовая инфляция в 4%, максимум 6%. 7% это уже зона риска. У нас за три месяца уже 5%. При сохранении сложившихся тенденций к концу года будет "как всегда", то есть 9,5-10%. Денежные власти, по-видимому, сделали выбор. Поскольку других инструментов у них, по сути дела, нет, с инфляцией будут бороться укреплением рубля, который за один только первый квартал "потяжелел" на 6%. О последствиях этого спорят все со всеми, причем часто не учитывая интересы самого бизнеса. Это и понятно, экономисты редко ошибаются дважды обычно больше. Какой может быть наша позиция? Ясно, что резкое ограничение денежного предложения проблемы не решает. Оно может привести и к банковскому кризису, и к экономическому спаду. К тому же уровень монетизации экономики и не так велик всего 28%. От проблемы пытаются уйти, предлагая различные административные меры. От активизации милицейских рейдов на рынки до картельных соглашений и замораживания цен на ГСМ. Но это все равно, что лечить тяжелую пневмонию каплями от насморка. Инфляция это все-таки структурная проблема экономики, корни которой в слабом спросе на деньги вследствие недостаточной инвестиционной и вообще деловой активности. Экономический рост сконцентрирован сегодня на производствах, которые либо не конкурируют с импортом, а ориентированы на государственный спрос, либо уже осуществили модернизацию на основе импортного оборудования или работают на импортных комплектующих и материалах. Все остальные в проигрыше. Причина отставание темпов роста производительности труда от темпов укрепления рубля, в том числе вследствие неумения снижать удельные издержки. Задачи промышленной политики Виноваты ли в этом только предприятия? Не только. Скорость наращивания мышечной массы у национальной валюты такова, что значительная часть промышленности не успевает к ней адаптироваться. Сегодня для бизнеса крайне важна предсказуемость и ответственность действий наших монетарных властей. Нужны реальные долгосрочные ориентиры денежной политики, которые посильны денежным властям. Нужны сценарии их действий в различных обстоятельствах, которые были бы заранее известны и понятны промышленникам и предпринимателям. Нужны внятные стимулы к поощрению инвестиций в целях повышения производительности труда и модернизации производства. Например, доступность качественного импортного оборудования, не имеющего аналогов в России. РСПП приветствует намерения правительства снизить или отменить ввозные пошлины в "отношении широкого перечня оборудования". Но нам крайне важна конкретика: какие именно ставки, на какое именно оборудование? Актуален и срок действия новых правил. Ранее говорилось о девяти месяцах. Этого абсолютно недостаточно для реализации серьезных проектов. Нужны горизонты как минимум в полтора-два года. Мы также за пониженные ставки на комплектующие элементы для промсборки, за обнуление тех ставок, которые носят чисто фискальный, а не регулирующий характер. Эти меры, конечно, будут способствовать увеличению ввоза инвестиционных товаров, обновлению основного капитала и росту производительности. Экономика приблизилась к пределам развития в рамках сложившейся модели. Высокие темпы роста, повторюсь, пока достигаются за счет секторов, защищенных от конкуренции с импортом: торговли, финансов, сферы услуг, строительства. В других отраслях, даже в экспортноориентированных, если называть вещи своими именами, стагнация. В долгосрочной перспективе это грозит обернуться деиндустриализацией. По этой причине особо актуальным становится проведение эффективной промышленной политики, смысл которой должен заключаться в создании условий для роста частных инвестиций. Оговорюсь сразу, здесь не может быть простых линейных зависимостей. Экономика может принять ровно столько денег, сколько она может принять, а не столько, сколько кому-то хочется. Если хочется, необходимо создавать и развивать рыночные институты, способные ускорять инвестиционные процессы в реальном секторе. Я бы выделил прежде всего четыре составляющих: переоформление прав на земельные участки, налоги и налоговое администрирование, реформу техрегулирования и развитие финансовой системы. Проблемы финансового рынка Всем нам хорошо известно состояние финансового сектора экономики. Несмотря на ощутимый рост, в последние годы его возможности трансформировать сбережения в инвестиции оставляют желать много лучшего. Приведу лишь две цифры. Доля российских банков в общем объеме инвестиционного финансирования составляет 5-7%. Только 14% банковских кредитов выдается на срок до трех лет. Нужно ли комментировать? Скорее следует озаботиться тем, что выработка дельных предложений по развитию банковской системы и финансового рынка пожалуй, наиболее уязвимое место в работе РСПП. Голос главных потребителей кредитных и финансовых продуктов пока больше похож на шепот. Между тем еще пару лет назад РСПП выступал законодателем моды в вопросах банковской реформы. Если мы занимаемся международными стандартами, то резонно озаботиться вопросом, почему правила резервирования и налогообложения, установленные ЦБ, строже, чем в западных странах. Зачем создавать стартовое конкурентное преимущество иностранному банковскому капиталу? Если корпоративное управление в целом это наша компетенция, то не менее "наш" и вопрос расширения возможностей рефинансирования за счет ценных бумаг ведущих компаний, в том числе и тех, руководители которых входят в РСПП. Большего внимания требует российский финансовый рынок, особенно в плане надежных инструментов для вложения средств Пенсионного фонда. Социальная ответственность бизнеса только возрастет, когда эти деньги будут размещаться в ценные бумаги лучших российских компаний. Да и власть тогда будет действовать в экономике более предсказуемо. Присутствие государства в экономике В "Повестке дня РСПП" записано: мы выступаем за разумную достаточность государства в экономике. К сожалению, вынужден констатировать наличие общеэкономических рисков, связанных с разрастанием неконкурентной сферы. Правительство, похоже, не контролирует процесс расширения госсектора и скупки госпредприятиями рыночных активов. Между тем причины и мотивации такой экспансии должны быть обоснованы и понятны и бизнесу, и обществу. Иначе возникают вопросы по поводу государственно-корпоративистской модели, госкапитализма и т. п. Увеличение присутствия государства в экономике предполагает и повышение его ответственности за развитие госкомпаний, которые могут быть эффективными только в равных условиях конкуренции с частным бизнесом, в том числе и за источники инвестиций. Напомню, что за два с половиной года доля государства в капитализации фондового рынка увеличилась в полтора раза до 30% ($190 млрд). За госкомпаниями уже более 50% российских внешних корпоративных заимствований. В последнее время обозначилась тенденция рассматривать госинвестиции как очередную экономическую панацею. Нет спора, они нужны. Достаточно взглянуть на нашу инфраструктуру. Готов даже согласиться с предложениями Минэкономразвития увеличить инвестиции государства минимум до 3% ВВП. Важно, однако, уже на ранних подступах минимизировать риски вытеснения и замещения частных капиталовложений. Логичный и естественный путь развитие частно-государственного партнерства. Но здесь пока больше деклараций о намерениях, чем живого дела. "Запуск" инвестиционного и инновационного фондов затягивается. Бизнесу просто не в чем участвовать. Тем более что первая "порция" победителей конкурса за деньги инвестфонда уже давно известна. Сюрпризов никто не обещает. Начало деятельности объединенного государственного банка развития требует специального закона. Но и здесь кроме общих идей бизнес-сообществу пока ничего не известно. Получается, что "адресов, паролей, явок" для будущих госинвестиций, равно как и прозрачных процедур отбора проектов, пока явно недостаточно, а неопределенности хоть отбавляй. В этих условиях частные компании ускоренными темпами выводят акции своих компаний на биржу, пытаясь застраховаться от национализации или риска выкупа у них бизнеса по нерыночной цене. Типичная реакция на риски, которые аналитики во всем мире называют политическими. Нормальная, кстати, практика, с которой зря борется финансовый регулятор. Исследования Всемирного банка показывают, что те, кто считает собственность защищенной, инвестируют почти в полтора раза больше. Поэтому нам следует рассматривать деятельность нашего союза, направленную на защиту собственности, как прямой вклад в улучшение инвестиционного климата. КоммерсантЪ |