20.04.2006

Рынок КПК поиграл в стагнацию



Объемы продаж коммуникаторов, смартфонов и КПК ежегодно увеличивались вдвое-втрое, а аналитики предрекали этому сегменту высокотехнологичного рынка и дальнейший устойчивый рост. Однако продажи миниатюрных компьютеров и "умных" телефонов в первой четверти 2006 года показали первые признаки скорой стагнации рынка. Аналитики и производители не согласны с выводами SmartMarketing, однако продавцы не столь категоричны: они подтверждают спад продаж в первом квартале, но надеются, что он носит сезонный характер.
По итогам первого квартала 2006 года общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке составил 106 тыс. штук.
Это более чем в два раза больше прошлогодних показателей первого квартала, когда продажи "умных" гаджетов достигли 39 тыс. штук. Однако это меньше, чем в четвертом квартале 2005 года.
"Рынок беспроводных информационных устройств входит в фазу стабилизации.
Результаты первого квартала обнадеживают, но ясно показывают, что период бурного роста сегмента позади",- утверждает менеджер по маркетингу SmartMarketing Светлана Завьялова. По ее словам, этот сегмент рынка уже можно считать достаточно зрелым, пусть и с большим потенциалом роста.
Такой вывод сильно удивил участников рынка: раньше аналитики говорили лишь о безоблачных перспективах роста и не допускали даже и мысли о скорой стагнации сектора. По прогнозам аналитика J'son & Partners Сергея Савина, в 2006 году российский рынок смартфонов, карманных компьютеров и коммуникаторов вырастет в два раза - с 660 тыс. устройств в 2005 году до 1,2 млн к концу 2006 года.
"Мы не видим никаких признаков замедления роста продаж коммуникаторов, КПК и смартфонов. Первый квартал 2006 года был для нас даже более успешным, чем последняя четверть прошлого, а на последний квартал традиционно приходится большая часть продаж",- солидарен с ним менеджер направления мобильных телефонов и КПК Asus (один из ведущих производителей) Иван Цибизов. По его ощущениям, до появления первых признаков стагнации на рынке "умных" телефонов и КПК еще как минимум два года.
У розничных продавцов ситуация несколько иная: их бизнес развивается в соответствии с "сезонным фактором", как называют в среде сотовых торговцев предновогодний ажиотаж покупателей. "Продажи смартфонов в "Связном" за первый квартал 2006 года увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если сравнивать объемы продаж предновогодней четверти 2005 года и первой 2006 года, можно констатировать снижение объемов",- рассказала "Бизнесу" руководитель отдела по связям с общественностью "Связного" Елена Ноготкова. Однако, по ее мнению, это связано в большей степени с сезонностью рынка, чем с некотор стагнацией: по сравнению с третьим кварталом 2005 года продажи увеличились в 1,4 раза.
Однако аналитики Smart Marketing находят веские аргументы в обоснование своего прогноза. Анализ ретроспективы сезонных колебаний рынка, в частности сравнение перепадов продаж за последние три года, привели их к выводу, что сокращающаяся разница между объемами пред- и постновогодней реализации свидетельствует о том, что основным двигателем развития этого рынка станут продажи смартфонов на замену простым мобильникам и КПК. Учитывая тот факт, что обычные КПК снижают долю на рынке и в прошлом году, согласно исследованию IDC Research, продажи обычных КПК упали на 16,7%, а продажа телефонов на замену старым растет не такими впечатляющими темпами, как некогда новых мобильников, скепсис аналитиков SmartMarketing становится понятен.
Отчасти с ними соглашается и директор по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. По ее словам, стагнация действительно может иметь место, но корни ее кроются вовсе не в угасающем интересе покупателей, а в "перераспределении долей внутри группы". "В то время как популярность КПК снижается, постепенно увеличивается объем продаж коммуникаторов и смартфонов",- говорит она. Однако, по мнению Dixis, явление это скорее временное. "Впоследствии мы ожидаем рост рынка беспроводных информационных устройств за счет развития сектора коммуникаторов и смартфонов",- утверждает Москалева.
С ней готов спорить руководитель пресс-службы Divizion Очир Манджиков. По данным аналитиков Divizion, рынок смартфонов в 2005 году вырос более чем в три раза.
"Это сейчас самый быстрорастущий сегмент рынка мобильных телефонов. В структуре наших продаж на смартфоны приходится чуть более 3%. Но эта доля продолжает расти",- возражает Манджиков. Впрочем, и он признает, что продажи смартфонов будут постепенно снижаться, но это время, по его оценкам, наступит не очень скоро.
"Для сравнения: рынок телефонов вырос в 2005 году на 20%, в 2006-м - на 5%, а рынок смартфонов в 2005 году - на 350%, в 2006-м - на 250%",- приводит свою статистику Divizion.

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Деловая газета "Бизнес"