21.04.2006

Национальный пиаритет. Москва разработала план воздействия на США



Кремль всерьез озаботился проблемой продвижения российских интересов в США. Как стало известно Ъ, ключевую роль в ее решении отведут Российско-американскому совету делового сотрудничества (РАСДС), в попечительский совет которого будут интегрированы высокопоставленные сотрудники администрации президента, некоторые члены правительства, известные общественные деятели. Правительство поручило Минфину изыскать источники финансирования этой неправительственной организации. Однако уже известно, что спонсировать ее деятельность будет предложено крупному бизнесу – для начала его вклад должен составить $50 млн.


Как стало известно Ъ, с начала этого года по указанию президента Владимира Путина была развернута интенсивная работа по созданию механизма лоббирования российских стратегических, политических и экономических интересов внутри США. По данным источников Ъ в аппарате правительства, во исполнение распоряжения президента в начале апреля правительство издало закрытое поручение, в котором Минфину поручено представить согласованные с другими ведомствами предложения о формах и порядке финансового обеспечения деятельности Российско-американского совета делового сотрудничества (РАСДС).

Как утверждают источники Ъ, администрация президента намерена использовать эту неправительственную организацию в качестве главного опорного элемента российского лобби в США. После серьезного организационного, кадрового и финансового укрепления РАСДС уготована роль одного из эффективных каналов реализации российской политики в США. В перспективе РАСДС мог бы, по расчетам Кремля, стать основой новейшей российской машины госпропаганды с прицелом на ключевые страны мира по типу агентства США по международному развитию (USAID). В перспективе РАСДС должен будет выйти на уровень лоббирования в США крупнейших, в том числе стратегических, интересов Москвы. Особое внимание планируется уделять установлению и закреплению долгосрочных неформальных отношений с ключевыми фигурами американского политического истеблишмента, деловых кругов и журналистского корпуса.

Российско-американский совет делового сотрудничества (РАСДС) зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц в январе 2001 года в качестве "некоммерческой ассоциации юридических лиц". По данным Росстата, учредителями РАСДС выступили Интерпромбанк и юридическая фирма "Инспэйс Консалтинг" (по другим данным, еще одним учредителем стало ООО "Центрсоюзпродторг" из Горно-Алтайска). Занимается сопровождением российского бизнеса в США. Президент РАСДС – Юлий Воронцов, спецпредставитель генсекретаря ООН в России и СНГ, в 1978-1983 годах посол СССР в Индии, в 1994-1999 годах посол России в США.

На путь формирования лоббистской службы России в США ближайших советников российского президента подтолкнуло охлаждение в отношениях Владимира Путина и Джорджа Буша. Среди более прозаичных причин желания Кремля усилить целевую лоббистскую работу внутри США называют осложнения на переговорах России с США по вступлению в ВТО, по Ирану и ситуации на Ближнем Востоке и усиление позиций Вашингтона в странах СНГ.

Идея создания лоббистской структуры для продвижения интересов России на Западе существует уже не один год. В конце 90-х годов ее пытался реализовать Михаил Лесин в бытность его министром печати. Вновь про необходимость улучшения имиджа России на Западе вспомнили пару лет назад. На этот раз идея исходила уже от администрации президента и курировалась лично кремлевским политтехнологом Вячеславом Сурковым. "Тогда было написано несколько альтернативных сценариев того, как это можно сделать,– вспоминает один из бывших сотрудников администрации.– В основе одного из них лежала идея возродить на базе 'РИА Новости' систему доведения до Запада информации, существовавшую во времена советского АПН, а также создать англоговорящий телеканал и несколько мозговых центров по типу Rand Corporation на Западе".

Часть сценария уже реализована: телеканал Russia Today вещает c осени прошлого года, а бюджет "РИА Новости" приблизился к бюджету АПН времен его расцвета (сегодня он оценивается примерно в $100 млн). Более того, еще несколько месяцев назад все шло к тому, что "РИА Новости" удастся получить еще и подряд на создание мозгового центра в США. Однако этого не произошло. Как признались Ъ в одном из американских пиар-агентств, переговоры о "пиар-сопровождении большого имиджевого проекта по России" они вели с нью-йоркским представителем "РИА Новости" Дмитрием Климентовым вплоть до конца прошлого года. "Однако с тех пор больше никаких переговоров не было",– заявили Ъ в этом агентстве.

Как утверждает источник Ъ в администрации президента, из-за "некоторых технических проблем" решено ограничить сферу деятельности "РИА Новости" в США, а реализацией масштабного имиджевого проекта там займется РАСДС. Не исключено, что столь крупный проект он получит благодаря тесному сотрудничеству с адвокатской фирмой "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", основателем которого является однокурсник Владимира Путина по юрфаку Ленинградского госуниверситета Николай Егоров. Дело в том, что у этого бюро есть собственный американский офис. Это даст возможность РАСДС избежать необходимости регистрации в США в качестве официальной лоббистской организации. По данным Ъ, "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" будет на монопольной основе заключать контракты на обслуживание заказов РАСДС. В первые год-два упор будет сделан на привлечение ведущих лоббистских контор США.

Николай Егоров, по-видимому, станет сопредседателем РАСДС после того, как сам совет подвергнется масштабной реорганизации. В качестве второго сопредседателя называют помощника президента Сергея Приходько. В рамках реорганизации попечительский совет РАСДС будет расширен за счет включения в него ряда статусных персон – главы президентской администрации Сергея Собянина, его заместителя Владислава Суркова, первого вице-премьера Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Иванова. Кроме того, в Кремле подумывают об укреплении совета проверенными кадрами из числа известных деятелей науки и культуры: в частности, рассматриваются кандидатуры академика Евгения Велехова, музыканта Юрия Башмета, худрука Мариинки Валерия Гергиева, худрука ГАБДТ Александра Ведерникова, кинорежиссера Никиты Михалкова, журналиста Владимира Соловьева.

Финансироваться деятельность РАСДС по замыслу разработчиков проекта будет не только из госбюджета, но и за счет "добровольных" пожертвований российских бизнес-структур. Главы ведущих российских компаний с преимущественно государственным участием и успешных олигархических структур также войдут в состав попечительского совета. По предварительным подсчетам, для начала бизнесменам будет предложено выделить около $50 млн. В настоящее время, по данным Ъ, заявки на членство в РАСДС уже подали Внешэкономбанк, ОАО "Российские железные дороги" и ряд других компаний. Кстати, ВЭБ вполне может финансировать деятельность РАСДС по поручению Минфина, агентом которого он является. Кроме того, поучаствовать в работе РАСДС будет предложено "Газпрому", "Роснефти", Внешторгбанку, "Транснефти", "Северсталь-групп", "Русскому алюминию", ТНК-ВР, "Интерросу", Рособоронэкспорту, "Сургутнефтегазу" и ЛУКОЙЛу, "Аэрофлоту" и крупнейшим медийным компаниям – "Первому каналу", ВГТРК и "Газпром-медиа".

В РАСДС не стали отрицать существования планов активизации деятельности организации в США. "Однако я бы не стал категорично утверждать, что все эти планы удастся реализовать",– заявил Ъ один из членов РАСДС. В пресс-службе компании "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Ъ заявили, что не располагают информацией о роли бюро в создании лоббистских структур в США. В Минфине от комментариев отказались. "Ко мне пока никто не обращался с предложением войти в попечительский совет РАСДС,– сообщил Ъ Владимир Соловьев.– Однако идея, на мой взгляд, вполне разумная, любому государству необходимо продвигать свои интересы на международной арене". Председатель комитета Совета федерации по международным делам Михаил Маргелов считает разработанную Кремлем схему логичной и правильной: "Продвижением интересов за рубежом должны заниматься профессионалы. Надо набирать местных умельцев в каждой стране, где будет проводиться лоббирование. А в России нужно создать координирующий орган, потому что универсальной структуры, которая могла бы взять эти функции, нет".

ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА



Вы бы кому отдали подряд на лоббирование?

Борис Немцов, член политсовета СПС:

– Хоть Иисусу Христу – все равно не поможет. Имидж России формируется в Краснокаменске, а не в советах. Да и как изменить его, когда невиновной женщине (имеется в виду юрист ЮКОСа Светлана Бахмина.– Ъ) дают семь лет, когда говорят о свободе слова, но вводят цензуру. Да и что делать нам на Западе, когда мы никак не можем решить проблему иранской ядерной программы, поддерживаем бандита Лукашенко и Туркменбаши. Все эти советы – очередная клоунада.

Михаил Бернштам, профессор Стэнфордского университета, экс-советник президента США Рейгана:

– Самопиар – это выдумка. Единственная возможная в мире пропаганда – это конкретные дела, направленные на развитие внутри страны. Китай не занимается самопиаром, но каждый американец знает, что 20% товаров сделаны в Китае. А русские ученые в Силиконовой долине так отзываются о России, что никакой PR-службе не изменить мнения американцев. Но одна Нобелевская премия способна сделать для раскручивания России больше, чем самый дорогой пиар.


Сергей Зверев, президент компании развития общественных связей:

– Нужен человек с большими полномочиями, чтобы мог общаться с высшим руководством стран. Ему не обязательно быть профессионалом в PR, но он должен знать, как на этой ниве работают за границей. А главное, чтобы ему доверяли те, кто ставит перед ним задачи. Не думаю, что иностранец подойдет для этой должности: заниматься имиджем страны – это не тренировать сборную команду по футболу.


Владимир Исаков, вице-президент ТПП России:

– Я бы доверил это профессиональным журналистам и имиджмейкерам. Для пиара страны можно найти ребят, подобных пиарщикам "Би Лайна", реклама которых оказала влияние на рынок в целом. А вот примеров удачной политической рекламы нет. Имидж – это не картонная ширма, ему еще надо соответствовать, а не просто пускать пыль в глаза.


Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

– Я бы отдал на аутсорсинг западной фирме. Так поступают во многих странах, даже самых экзотических. Со стороны ведь виднее. Не так давно США решили улучшить образ американских солдат среди мусульман самостоятельно, нашли человека, дали ему штат и провалились с треском, а деньги списали.


Алексей Волин, президент ИД Родионова, в 2000-2003 годах замруководителя аппарата правительства:

– Лучше всего продвигать имидж Советского Союза получалось у циркачей, артистов балета и спортсменов. А так как это бессловесные субстанции, то сейчас, видимо, нам остается привлечь для этих целей глухонемых.




КоммерсантЪ