21.04.2006

Турагенты раскидывают франчайзинговые сети



На туристическом рынке начинается франчайзинговый бум. За последние полтора года доля франчайзи в структуре крупнейших турагентских ритейлеров - сетях "Магазин горящих путевок", "Куда.ru" и "Велл" - превысила треть от общего числа офисов продаж. Участники рынка считают, что волна франчайзингового бума схлынет только через два года.
Пионером франчайзинга на российском туристическом рынке считается сеть "Магазин горящих путевок": открывать дополнительные офисы таким способом основатель компании Андрей Озолинь начал еще в 1999 году, и в течение последующих двух лет количество точек в его сети выросло в 12 раз. Затем волну подхватили "Сеть пляжного отдыха "Велл"", "Куда.ru", "Глобал трэвел" и прочие турагенты. Сегодня франчайзинговые программы стали неотъемлемой частью стратегии развития большинства крупных туристических агентств и операторов. Причины объективны: только в Москве Ростуризм выдал около шести тысяч лицензий на право турагентской деятельности.
"В условиях жесткой конкуренции агенты вынуждены объединяться с себе подобными. Франчайзинг - наиболее простой и быстрый способ консолидироваться, чтобы выжить",- считает заместитель гендиректора по продвижению туристических продуктов компании "Капитал тур" Алексей Пелевин. В обозримом будущем, считает он, на рынке не останется "точечных" агентств с неизвестными названиями- им на смену придут сети федерального масштаба с брэндами "у всех на слуху". Таких брэндов, рассуждает эксперт, на рынке будет максимум десяток. Лидерство прочат сети "Куда.ru", насчитывающей сегодня 114 офисов в Москве и регионах, две трети из которых франчайзинговые. После недавней покупки другого, полностью франчайзингового турагентского гиганта - "Магазина горящих путевок" - "Куда.ru" располагает сетью почти в 300 розничных точек. И, как сообщил "Бизнесу" директор по маркетингу сети Дмитрий Перунов, сбавлять темпов расширения пока не намерена.
Еще одним потенциальным кандидатом в розничные гиганты может стать ВАО "Интурист". Компания недавно запустила франчайзинговую программу, по которой открыла пока 25 офисов в Москве. Но в беседе с корреспондентом "Бизнеса" вице-президент АО Олег Дьяченко сообщил, что в ближайшие три года "Интурист" намерен открыть франчайзинговые офисы во всех городах России с населением от 100 тысяч человек.
Туристический бизнес остается наиболее благоприятным сектором для расширения бизнеса по франчайзингу в основном благодаря его доступности и гибкости: стоимость лицензионных соглашений здесь колеблется от $100 в месяц до $30 тыс. за год в зависимости от известности на рынке и развитости технологий "материнской" компании. "Единственное требование, которое предъявляют к потенциальным франчайзи почти все туристические агентства - наличие слаженной команды и опыта работы",- говорит Андрей Озолинь. Взамен агентства-франчайзи получают доступ к большому пулу туроператоров, расширенной базе туров, возможности сотрудничества напрямую со столичными туроператорами, юридическую и маркетинговую поддержку.
Схема взаимовыгодна: региональные агентства, вступившие в большую сеть, экономят на рекламе. А туроператоры или столичные агентства существенно расширяют сбытовую сеть. "Наиболее выгодно быть франчайзи крупного туроператора: за счет экономии издержек такие агенты получают повышенную комиссию (от 12 до 18%), нежели собственные турагентства (10-15% от продаж)",- рассуждает гендиректор сети "Глобал трэвел" Андрей Андреев.
"Выгода в том, что владелец бизнеса тратит минимум времени и денег, но свое присутствие на рынке обнаруживает сразу",- считает Андрей Озолинь. Правда, очевидные плюсы в виде быстрого выхода на рынок при экономии затрат не лишены негативных сторон. "Один недобросовестный франчайзи где-нибудь в Воронеже может подорвать репутацию всей компании. Мы за долгие годы выработали жесточайшие регламенты, и лицензия у нас самая дорогая на рынке - $30 тыс. в год",- говорит Андрей Озолинь. Репутационный риск - пожалуй, единственное, что тормозит развитие турагентского франчайзинга в России. Бездумная торопливая экспансия, по его мнению, как раз и послужила причиной провала одного из самых громких франчайзинговых проектов - сети турагентств "Путевочка", чьи офисы открывались в магазинах продуктового ритейлера "Пятерочка". "Собственные офисы позволяют контролировать качество на всех уровнях. По этой причине мы принципиально не продаем франшизу и развиваемся более медленными темпами, утверждает гендиректор управляющей компании UTE Megapolus Ксения Рекшинская.
Впрочем, некоторые компании нашли компромиссный вариант между быстрой экспансией и снижением рисков. Как рассказал "Бизнесу" директор по продажам ВАО "Интурист" Юрий Щегольков, компания соблюдает пропорции между франчайзингом и собственными офисами: "Наши офисы - это визитные карточки, которые обслуживают корпоративных клиентов и постоянных "частников". Франчайзинг мы запускаем исключительно в небольших городах с населением от 100 до 500 тыс., там, где собственное представительство строить невыгодно".
По оценкам экспертов, бурная франчайзинговая экспансия туристических агентств продлится еще два года. Затем на рынке ожидают, что франчайзинговая схема с сектора продаж распространится на операторский бизнес. "Туроператорский рынок Москвы перегружен. Компании, имеющие отлаженные технологии компоновки туров, вполне могут передать свою схему работы региональным франчайзи. Скажем, сделав уполномоченного туроператора на базе квалифицированного регионального агентства",- уверен Алексей Пелевин. Сейчас, по его словам, "Капитал тур" "вынашивает ряд идей на этот счет". С ним соглашается Ксения Рекшинская: "Если найти надежного партнера, франчайзинговое оперирование позволит существенно снизить нагрузку на столичных туроператоров". А совмещение региональных франчайзинговых операторов с такими же агентами, по ее словам, может существенно повысить рентабельность путевок.

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"