10.05.2006

«Боржоми» потопят в «Нарзане»



Воду «Боржоми» окончательно запретили в России, о чем распорядился главный санитарный врач РФ. Конкуренты «Боржоми» на местном рынке ликуют, собираясь заполнить нишу грузинских производителей.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко запретил ввоз в Россию грузинской минеральной воды «Боржоми». «К сожалению, несмотря на все высказываемые мною надежды, я вынужден был приостановить действие разрешительных документов на ввоз и реализацию указанной воды – «Боржоми» на территорию РФ», – заявил Онищенко, добавив, что подписал документ о полном запрете ввоза «Боржоми» на территорию России.
По официальной информации, абсолютный запрет на ввоз «Боржоми» в Россию вводится в связи с обнаружением в последнее время нескольких крупных партий фальсифицированной воды.

По показаниям лабораторных исследований проверенная вода не может быть допущена к продаже. Так, В Москве за неделю (с 18 по 25 апреля) была приостановлена реализация более 25 тыс. бутылок «Боржоми». Основным нарушением, по данным территориального управления Роспотребнадзора по Москве, явилось отсутствие сопроводительных документов – санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, подтверждающих качество и безопасность реализуемой минеральной воды.

Кроме того, как сообщает Онищенко, по сведениям территориального управления Роспотребнадзора по Москве, из 69 исследованных в апреле текущего года проб воды «Боржоми» – 68 (98,6%) не отвечали установленным требованиям. Результаты исследований показали, что 56 партий проинспектированной минеральной воды объемом 19,55 тыс. литров не соответствуют установленным требованиям «по органолептическим показателям, ионному составу, требованиям безопасности (перманганатная окисляемость, содержание фтора)». Эту информацию содержит официальное письмо «О принятии мер, направленных на прекращение оборота минеральной воды «Боржоми», не соответствующей установленным требованиям», подписанное Онищенко и адресованное руководителю Федеральной таможенной службы Александру Жерихову с просьбой «принять предусмотренные законодательством меры по недопущению ввоза на территорию России минеральной воды «Боржоми» производства Республики Грузия, а также дать по этому поводу соответствующие указания региональным таможенным управлениям ФТС» и «принять меры, направленные на прекращение ее реализации и изъятие из оборота».

Представители российских властей неоднократно заявляли, что документация на грузинскую воду не соответствует правилам практически везде. Кроме этого, Онищенко сообщает в своем письме: «Продолжают выявляться партии минеральной воды, которые, находясь в обороте… хранятся с нарушением условий хранения, не имеют данных о проведении всесторонних и полных исследований. Такие нарушения выявляются в Республиках Адыгея, Башкортостан и Марий Эл, Алтайском и Краснодарском краях, Белгородской, Воронежской, Кировской, Костромской, Пензенской, Тюменской, Московской, Сахалинской, Тверской, Новосибирской, Свердловской, Рязанской областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге». «Учитывая изложенное… приостанавливаю с 07.05.2006 действие санитарно-эпидемиологических заключений на минеральную воду «Боржоми» до устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушений», – заключает в письме главный санитарный врач России. В Роспотребнадзоре отказались ответить на вопрос, почему за контрафактную продукцию, которую производят на территории России, должен расплачиваться легальный производитель.

Кстати, в холдинге Georgian Glass&Mineral Water утверждают, что на рынке продается всего 1,5% «неправильного» «Боржоми».

Если запрет будет реализован, то российский рынок лишится одного из лидеров. «По итогам I квартала 2006 года на рынке крупных российских городов марка «Боржоми» по продажам в денежном выражении удерживает третью позицию, лишь немного отставая от лидирующих «АкваМинерале» и «БонАква», – сообщает старший аналитик компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк. – При этом на столичном рынке в начале 2006 года «Боржоми», увеличивающая свою долю на протяжении последнего года, вышла на первое место по продажам в стоимостном выражении. Однако, учитывая высокую цену марки, в целом по России позиции «Боржоми» заметно слабее». По данным «Бизнес Аналитики», объем российского рынка минеральной воды оценивается в 2,23 млн литров, а в денежном выражении – в $930 млн.

Грузинского вина тоже не будет: по словам Онищенко, возврата грузинского вина на российских рынок в ближайшее время ждать не стоит. Так, с 27 марта 2006 года Роспотребнадзор приостановил ввоз в Россию вин из Грузии и Молдавии. По словам Онищенко, беспокойство в России вызывает не то, что эти вина нередко бывают суррогатными, а то, что они небезопасны из-за тяжелых металлов, пестицидов и других вредных примесей, выявленных в их составе.

Реакция грузинской стороны, как и следовало ожидать, оказалась весьма резкой. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе расценивает запрет импорта минеральной воды и другой продукции из Грузии как «экономическое эмбарго». По ее мнению, введенный с 5 мая запрет на ввоз «Боржоми» в Россию – еще один дополнительный аргумент для тех, кто поддерживает выход Грузии и СНГ.

«Принято еще одно политическое решение в отношении Грузии, что явно принимает характер экономического эмбарго. Естественно, мы не оставим это без реагирования, – сказала Бурджанадзе. – Однозначно, что Россия решила осуществить политическое и экономическое давление против Грузии». В свою очередь, грузинские депутаты уверены, что лечебно-минеральная вода «Боржоми» найдет гораздо лучший рынок сбыта, чем Россия.

«Жертва произвола Онищенко», как сочувственно называют холдинг Georgian Glass&Mineral Water (GG&MW) другие участники рынка минеральной воды, пока разрабатывает стратегию дальнейшего поведения. Пресс-секретарь холдинга Сергей Рыбак рассказал «Газете.Ru»: «Пока мы вырабатываем позицию компании по отношению к запрету. До сих пор мы не видели ни одного официального документа о запрете, кроме как пресс-релиз Роспотребнадзора и заявления Геннадия Онищенко на телевидении. Сейчас мы приостановили поставки воды на таможню. В Россию «Боржоми» не поступает с сегодняшнего дня. Кроме того, мы прекратили оптовую реализацию, но пока не обращались в магазины с просьбой об изъятии продукции».

Вероятный ущерб компании от запрета Сергей Рыбак не назвал, но сообщил, что в мае компания планировала продать порядка 10 млн бутылок при средней стоимости одной бутылки 30 рублей.

Некоторые участники российского рынка минеральной воды, в особенности отечественные, с понятным одобрением отнеслись к введенному запрету, предвкушая возможность заполнить освободившуюся нишу. Заместитель генерального директора завода минеральных вод «Элита-Минерал» (производит воды «Славянская», «Ессентуки-4», «Ессентуки-17») Эдуард Дадашев рассказал «Газете.Ru»: «Северокавказская минеральная вода не хуже, а даже лучше того так называемого «Боржоми», который продают у нас. Поэтому я воспринимаю запрет нормально: нужно продвигать российские воды». А заместитель генерального директора по финансовым вопросам завода минеральных вод «Кавминводы» (вода «Новотерская») просто Олег Бондаренко заявил, что в связи с запретом на заводе намерены «однозначно увеличивать производство воды».

Анна Дорофеева

Газета.RU