12.05.2006

Укрепляя зону надежности. Приходы в подкастинг больших компаний пока единичны



С подкастингом наконец начало происходить то, чего и следовало ожидать. В эту нишу пошли люди и компании, для которых производство информации является профессиональной деятельностью, а не вечерним хобби.
Возникает вопрос: во что это может вырасти и как скажется на развитии подкастинга в ближайшем будущем? Приходы в подкастинг больших компаний пока единичны - по крайней мере, в Рунете. На западе это более массовое явление, причем пока основная часть "профессиональных" (в смысле производства контента) подкастов приходится не на радио, а на сайты. В Рунете радиостанция, которая стала вещать методом подкастов, пока вообще, кажется, одна - City FM.
То, что сайты стали пользоваться новой технологией раньше радийщиков, вполне логично. Формат подкастов генетически им роднее, да и распространяют они информацию, а не музыку (как большинство радиостанций), которую и так можно получить в Сети десятком разных способов, легальных и не очень. Для радиостанций же сходство с подкастами ограничивается лишь формальной стороной дела, к тому же аудитория маловата и непонятно как на этом делать бизнес. То есть для той же City FM- это, скорее всего, некий не очень затратный способ привлечь новую аудиторию из числа подкастеров. Подход к вопросу всех прочих радийщиков в ближайшее время будет точно таким же: выехать в Сеть на модном, красивом, но бессмысленном коньке подкастинга.
Для самого подкастинга ничего страшного в этом нет.
Просто стоит на ближайшие годы смириться со статусом маргинала медийного рынка и спокойно оттачивать технологии и бизнес-процессы, которые на его базе сейчас зарождаются. Пока что (в Рунете особенно) на подкастах невозможно нормально заработать никому. Ни сервисам-дистрибуторам, ни частным лицам или компаниям, которые в числе прочих своих занятий что-то рассказывают в микрофон и выкладывают затем в Сеть. Аудитория небольшая, не слишком внятно измеряемая, технологии размещения и учета рекламы еще только обкатываются. Впечатляющий рост рекламы в подкастах в США у нас оборачивается какими-то кошачьими слезами.
Ждать чего-нибудь хорошего в этой области сейчас можно только от прихода профессионалов слова.По крайней мере, это способ избавить подкасты от имиджа низкосортной самодеятельности, который к ним уже основательно приклеился. С одной стороны, самодеятельность и свое маленькое радио привлекают какую-то часть аудитории именно незамысловатостью и любительством.
Но массовым подобный способ распространения информации может стать только когда сама эта информация станет более ценной, чем досужие рассуждения о жизни и еще немного о пикнике, проведенном с друзьями на выходных. Некоторая профессионализация подкастов может привлечь и рекламодателей. Но не совсем ясны два момента. Первый - зачем вещать на аудиторию, которую составляют "полтора землекопа"; второй - как будет соотноситься реклама с содержанием подкаста, который, будучи пресловутым user generated content, никоим образом не контролируется. С приходом профессионалов появляется хотя бы какая-то зона надежности, которая позволит рекламодателям меньше волноваться по поводу информационного окружения своей рекламы. То есть и сейчас есть компании, которых не слишком это заботит, и таковые будут всегда, но они, по большому счету, столь же маргинальны, как и сама реклама в подкастах в ее нынешнем виде. Словом, если профессионалам понравится подкастинг, пусть на первых порах просто как средство увеличения числа лояльных читателей / слушателей, у него есть шансы стать бизнесом, хотя и ценой утраты приятного налета информационной свободы в формате "как у больших".

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"