Кодекс чести для налогового инспектора
Федеральная налоговая служба (ФНС) всерьез озаботилась повышением культуры обслуживания налогоплательщиков. В скором времени жизнь всех сотрудников ФНС на работе и дома будет жестко регламентирована Кодексом поведения и этики, который должны к осени этого года разработать специалисты консалтинговых или юридических фирм. Однако некоторые эксперты считают, что выделенные на создание кодекса деньги (примерно $20-40 тыс.) будут потрачены впустую, поскольку многие сотрудники ФНС просто не воспримут всерьез этот документ.
Разработка Кодекса поведения и этики (который в профессиональных кругах уже окрестили "кодексом чести налогового инспектора") будет финансироваться из займа, который был выделен Международным банком реконструкции и развития (МБРР) еще в 2003 году на модернизацию налоговой службы.
Тем, кто возьмется за эту работу, предстоит проанализировать российские и зарубежные нормативные документы, регламентирующие нормы поведения чиновников, и на основе этого опыта придумать "с учетом специфики работы налоговых органов Российской Федерации" общие требования к поведению служащего ФНС и правила поведения налогового инспектора на работе и "во внеслужебной деятельности". По мнению заказчика работы, таким образом можно обеспечить "справедливое и беспристрастное отношение к налогоплательщику".
Предполагаемая стоимость контракта не раскрывается.
"Это коммерческая тайна,- сообщила специалист Федерального центра проектного финансирования (выполняет функции посредника между ФНС и МБРР) Елена Губанова.- Конкурс выиграет тот, кто предложит наилучшие технические условия и оптимальную цену".
По мнению адвоката Baker & McKenzie Юрия Воробьева, стоимость такого документа может составлять от $10 тыс.
до $30 тыс. Примерно такую же оценку дает и управляющий партнер "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев.
"Полагаю, что кодекс обойдется ФНС в $30-40 тыс.",- говорит он. При этом Воробьев сильно сомневается в эффективности этих вложений. "На выходе получится некий абстрактный документ, на который, скорее всего, не станут обращать внимания,- полагает Воробьев.- Сотрудники ФНС привыклиопределенным образом относиться к налогоплательщикам, и вряд ли кодекс заставит их изменить своим привычкам".
А по мнению Сергея Пепеляева, управляющего партнера "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", документ будет эффективен лишь в том случае, если будет иметь силу нормативного акта. "Налогоплательщики должны иметь право ссылаться на него при разборе налоговых споров,- считает юрист.- Также в кодексе должна быть установлена ответственность за нарушение его норм и четко определены все процедурные моменты".
АЛЕКСЕЙ САВКИН
Деловая газета "Бизнес"