Доставку — в отставку. B Москве возобновила работу "Служба 77"
Недавно в Москве возобновила работу "Служба 77", крупнейший дистанционный ритейлер России, закрытый полтора года назад по причине нерентабельности. У участников рынка возвращение "77" на рынок вызвало удивление. Рынок, с которого ритейлер вынужден был уйти 2005 году, практически не изменился - москвичи попрежнему предпочитают покупать продукты традиционным способом, в магазине. По мнению экспертов, успешно развивать дистанционную торговлю в России способны только крупные сети магазинов. Однако большинство из них оценивают потенциал дистанционной торговли крайне скептически.
Уйти, чтобы вернуться
Работа "Службы 77", о ликвидации которой было объявлено в январе 2005 года, восстановилась в полном объеме. Ресурс service77.ru, находившийся на реконструкции весь прошлый год, уже работает, а по указанному на нем телефону принимаются заказы. Факт реанимации проекта подтвердили несколько поставщиков и гендиректор компании TDS Logistic Елена Воробьева, ранее работавшая в "77". Но в "Службе 77" с корреспондентом "Бизнеса" общаться отказались.
"Служба 77" - самый продолжительный и крупный проект на рынке дистанционной торговли продуктами питания.
С момента создания в 1999 году и до закрытия на нее приходилось не менее 40-50% оборота рынка дистанционной торговли продуктами в столице. В 2003-2004 годах клиентская база компании в Москве и Петербурге насчитывала около 60 тыс. человек.
Правда, несмотря на это, судьба проекта сложилась неудачно: в 2002-2003 годах после окончания интернет-бума "77" активно занялась поиском альтернативных рынков.
Весной 2003 года компания взяла на аутсорсинг доставку продуктов клиентам "Перекрестка". В том же году руководство VIP Group, владеющей "77", объявило о намерении параллельно с развитием дистанционной розницы вложить 20 млн евро в стационарную.
Планировалось построить в 2004-2006 годах 120 стационарных магазинов под брэндом "77". А осенью 2004 года компания объявила о запуске проекта "мобильного кэш & керри". Менеджеры "77" объявили о том, что компания переходит на обслуживание корпоративных клиентов (со временем на их долю должно было приходиться не менее 80% оборота компании).
Но ни один из заявленных проектов не спас компанию.
В середине 2004 года около 80% персонала "77" ушло в компанию TDS Logistic. А потом она и вовсе закрылась.
Причиной закрытия службы в начале 2005 года представители VIP Group назвали ее нерентабельность.
Вся надежда на розничные сети
Очередное появление "Службы 77" произошло на первый взгляд в очень удачный момент.
Все аналогичные проекты, созданные в 2000-2003 годах - Lozhka.ru, XXL.ru, Bistronom.ru.
и другие,- давно прекратили свое существование, и рынок практически свободен. Тем не менее участники розничного рынка оценивают возвращение крупнейшего дистанционного ритейлера весьма скептически.
"В прошлый раз компания чересчур увлеклась "социалкой": много доставляла продукты пенсионерам, а для нее это означало одно - большое количество адресов и низкую стоимость заказа",- вспоминает директор по развитию клуба Mnogo.ru Марк Напартович.
А Елена Воробьева из TDS Logistic полагает, что вернуть службе прежние позиции на рынке- задача почти невыполнимая. "Во-первых, из-за решения закрыть бизнес в 2005 году компания растеряла всю клиентуру. В 2004 году у "77" было около 1 тыс. заказов в день, сейчас могло бы быть уже 2,5-3 тыс. Но после объявления о закрытии клиенты разбежались, в основном в доставку "Седьмого континента". Вовторых, закрываясь, компания поссорилась со многими поставщиками - многим пришлось долго добиваться выплат за поставленный товар. Естественно, сейчас условия для "77" будут хуже, чем раньше: поставщики будут закладывать риски, связанные с работой с этой компанией. У "77" сейчас цены на 15-60% выше, чем у других дистанционных ритейлеров".
А аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко считает формат интернет-магазина на продуктовом рынке и вовсе неконкурентоспособным: "У дистанционной торговли большой потенциал. Но вряд ли можно построить доставочный бизнес, не имея большой стационарной сети. Объем закупок интернет-магазина и крупной сети супермаркетов отличается в разы, а значит, и цены разные.
Для покупателей цена имеет значение. У "Седьмого континента" она сейчас на 4-5% ниже, чем у интернет-магазинов.
ВМоскве это направление смогут успешно развивать лишь крупные сети".
Победа за традиционалистами
На сегодняшний день собственная служба доставки есть у "Седьмого континента" (ранее представителисети говорили, что благодаря закрытию "Службы 77" смогли увеличить число пользователей своей доставки на 30%). Планы создания доставки есть у холдинга "Марта" (управляет сетями Billa и "Гроссмарт").
Но этими двумя компаниями список и ограничивается. Подавляющее же большинство столичных ритейлеров слава продолжателей дела "Службы 77" абсолютно не прельщает.
Почти во всех сетях, опрошенных вчера корреспондентом "Бизнеса", к дистанционной торговле относятся скептически. По мнению ритейлеров, то, что все дистанционные торговцы потерпели крах,- убедительное доказательство бесперспективности этого формата. Например, "Перекресток" после завершения контракта со "Службой 77" не стал развивать это направление; "Рамстор", имевший свой интернет-магазин, закрыл его в 2004 году. "Услуга недостаточно востребована, а издержки на развитие доставки слишком велики",- считает региональный директор Stockmann Петри Анттила. С ним соглашается совладелец сети "Прайм" Дмитрий Самовидис: "В Лондоне служб доставки в 15 раз больше, чем в Москве! Это значит, что у доставщика множество вариантов доехать до клиента.
В нашей же столице все вынуждены ехать по основным трассам, которые всегда забиты. Дистанционный ритейлер пишет бизнес-план из расчета, что каждая машина будет делать восемь-десять ходок в день. А из-за непредсказуемых пробок она делает от силы три. Такой бизнес неэффективен". "Но даже если проблема с оперативной доставкой будет решена (пиццу же научились доставлять за час), больших продаж продуктов по каталогам или через интернет не будет. Наш потребитель привык покупать еду "очно": посмотреть на внешний вид продукта, его качество, свежесть и т. д.",- добавляет директор Координационного совета по логистике Андрей Бульба. "Единственный аспект, способный заинтересовать ритейлеров в создании службы доставки,- ее рекламный потенциал. По городу ездят много машин с твоим логотипом, ты предоставляешь клиентам дополнительную услугу и т. д. Но ради рекламного эффекта заниматься дополнительным сложным бизнесом согласятся единицы",- резюмирует гендиректор сети Spar Дмитрий Маслов.
магазины выигрывают по всем направлениям
На Западе службы доставки приобрели популярность еще во второй половине 1990-х годов. Сегодня в США и большинстве стран Западной Европы работают четыре-пять и более операторов этого профиля. Сочтя новацию перспективной, дистанционной торговлей в конце 1990-х активно занялись многие глобальные ритейлеры. В США местный филиал голландской сети Ahold купил крупного оператора Peapod; а во Франции и вовсе все крупнейшие дистанционные компании принадлежат сетям: Ooshop - сети Carrefour, Houra- Cora, Auchandirect - Auchan.
Однако и на Западе широкого распространения этот формат не получил. По данным Forrester Research, и в США, и в Европе на долю дистанционной торговли приходится лишь около 1% от всего объема розничных продаж продуктов питания. Главным недостатком дистанционной торговли потребители называют более высокие, чем в магазинах, цены, несоответствие качества товара на сайте и в реальности, повреждение продуктов при транспортировке.
|
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Деловая газета "Бизнес"
|