19.05.2006

Телефоны Panasonic провалились и ушли



Panasonic Panasonic прекратил поставлять в Россию мобильные телефоны. В компании говорят, что это решение вызвано чисто финансовыми соображениями. Однако специалисты уверены, что уход вызван провалом телефонов Panasonic на российском рынке. За Panasonic могут последовать еще несколько нишевых марок.

Японская компания по производству электроники и бытовой техники Panasonic окончательно прекратила ввоз на территорию России мобильных телефонов. На рынке об этом говорили еще в конце прошлого года, но даже после свершившегося факта – прекращения поставок сотовых телефонов в Россию – компания не сделала по этому поводу никаких официальных заявлений. О том, что мобильных телефонов Panasonic в России больше не будет, «Газете.Ru» рассказал источник в одной из компаний, торгующих сотовыми телефонами. В российском офисе Panasonic «Газете.Ru» подтвердили эту информацию. Как рассказал один из представителей компании, «компания приостановила деятельность по реализации мобильных телефонов стандарта GSM на территории России».

«Компания Panasonic у себя в Японии работает по стандарту CDMA-2000, такие телефоны в Россию никогда не завозились. Телефоны стандарта GSM мы ранее производили для Европы, азиатского рынка (Китай) и для стран СНГ. Сейчас же Европа внедряет стандарт третьего поколения (3G), и мы поставляем туда телефоны только этого стандарта. В Россию поставлять такие телефоны пока экономически невыгодно, потому что ни один из наших операторов не предлагает услуг по стандарту 3G-телефонии, – объясняет сотрудник компании. – Соответственно было принято стратегическое решение по приостановке поставок мобильных телефонов до 2008 года, так как к этому сроку некоторые операторы обещают переоборудовать свои сети в 3G.

Как только это произойдет, мы готовы вернуться на российский рынок с новым продуктом, сейчас же нам это невыгодно».

«Новые телефоны в Россию мы не завозим уже в течение полутора-двух месяцев, но они еще есть в продаже. И я думаю, в течение лета телефоны все еще будут распространяться через наших партнеров-дилеров, на складах у них кое-что осталось», – добавляет представитель Panasonic. Тем временем операторы напоминают, что и рады бы перейти на всемирно признанный стандарт телефонии 3G, но Министерство связи и информатизации до сих пор разрабатывает порядок выдачи общероссийских лицензий на 3G-стандарт.

В Мининформсвязи неоднократно заявляли, что начнут выдавать лицензии на 3G после того, как на российском рынке будет представлено достаточно много необходимого оборудования.

«До сих пор нет понимания, каким образом эти лицензии будут распределяться, будет ли это аукцион либо будет конкурс, – поясняет пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева. – Это вопрос, который решается в министерстве, участники рынка пока ждут. В любом случае могу сказать, что "Мегафон" будет претендовать на одну из таких лицензий».

Эксперты полагают, что дело здесь не только в незрелости российской сотовой связи. Специалисты убеждены, что Panasonic приостановила поставки мобильных телефонов в России из-за неудачной маркетинговой политики. Результатом неверно выбранной стратегии стала мизерная доля мобильных телефонов Panasonic на российском рынке и с каждым годом уменьшающееся число продаж.

Так, эксперты отмечают множество ошибок компании по ведению бизнеса; например, с момента анонса до выпуска на рынок Panasonic X700 прошло 11 месяцев. Компания анонсировала гораздо больше моделей, чем выпустила на рынок, а те, которые все-таки дошли до покупателей, пришлось в некоторых случаях (например, VS6) продавать компании же в убыток. По некоторым данным, в России доля реализованных мобильных телефонов Panasonic на рынке в целом в 2005 году составила 0,63%, что соответствует примерно 200 тыс. проданных аппаратов. Всего же в 2005 году было продано 31,5 млн трубок.

«В течение 2005 года Panasonic терял свою рыночную долю, – рассказал "Газете.Ru" аналитик компании J'Son&Partners Сергей Савин. – Возможно, ключевая причина, которая подорвала позицию Panasonic, – это то, что у компании был не очень удачный ассортимент телефонов. Panasonic сделала хорошую презентацию нового модельного ряда в середине 2005 года, но тогда возникли проблемы с таможней и большинство дистрибуторов сделали упор на закупку наиболее оборачиваемых брендов – тех телефонов, которые пользовались стабильным спросом.

Надо сказать, что и до этого компания занимала не слишком хорошие позиции на рынке. Насколько я понимаю, в результате этого кризиса компания приняла окончательное решение уйти с рынка GSM-телефонов», – резюмировал Сергей Савин.

Российские ритейлеры подтверждают, что телефоны Panasonic действительно занимали в их ассортименте одно из последних мест. Некоторые торговцы и вовсе отказались от реализации таких телефонов еще год назад. Так, по словам руководителя отдела по связям с общественностью сети центров мобильной связи «Связной» Елены Ноготковой, компания прекратила продавать телефоны Panasonic еще в конце 2004 года. На тот момент телефоны этой марки составляли около 2% общего числа продаж сети. «По нашему мнению, это продукт нишевый, который пользовался минимальным спросом уже в 2005 году, и мы перестали его закупать», – объяснила Ноготкова.

Отказалась от телефонов Panasonic и торговая сеть Divizion, которая прекратила их продажу в начале этого года. Руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков так прокомментировал уход мобильных телефонов Panasonic из России: «Решение Panasonic понятное и вполне логичное. Доля компании на российском рынке постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Причин тому много. Маленький ассортиментный ряд, отсутствие рекламно-маркетингового бюджета и кредитных линий на продвижение телефонов, несбалансированная дистрибуторская политика – все это вкупе с увеличением доли вендоров "большой пятерки" не оставляло Panasonic шансов надеяться на многое».

«Думаю, что в течение двух лет еще несколько вендоров последнего эшелона объявят о своем уходе с российского рынка, – добавляет Манджиков. – Рынок стагнирует, и это совсем не на руку таким производителям. Так, по нашим данным, в 2004 году российский рынок вырос на 70%, в 2005-м – 20%, в 2006 году, по прогнозу, рост будет 5%». //Анна Дорофеева

Газета.RU