23.05.2006

Телефон Motorola оказался "полезной моделью"



На днях производитель мобильных телефонов компания Motorola была обвинена российской компанией RussGPS в нарушении патента. Еще в 2003 году компания зарегистрировала патент №31183 на "полезную модель мобильного терминала связи", описывающий общую конструкцию телефона. По словам руководства RussGPS, Motorola продает уже давно изобретенную в России мобильную платформу, не думая платить проценты держателям патента.
"Мы уже несколько раз оповещали компанию Motorola о том, что некоторые ее изделия попадают под наш патент",- сообщил "Бизнесу" гендиректор RussGPS Павел Панов. Только сейчас Motorola, по словам Панова, начала предпринимать какие-то действия, "организуя пиар-кампании против RussGPS".
"В этом году мобильные телефоны начали ввозиться в страну по легальным схемам, и теперь мы можем попытаться взыскать деньги за принадлежащие нам изобретения",- уточнил он.
Компания Панова претендует на 5-10% от себестоимости ввезенных телефонов Motorola семи моделей: С115, С333, С261, С390, E365, L6, L7. Корпоративный вице-президент Motorola Грег Эстелл утверждает, что претензии компании RussGPS безосновательны. "Патентные споры являются предметом рассмотрения Роспатента, а не Генпрокуратуры,- говорит Эстелл,- мы уже предпринимаем активные действия по защите нашей интеллектуальной собственности в России".
Павел Панов рассказал "Бизнесу", что претензии его компании касаются платформы I250, которая используется в некоторых моделях телефонов Motorola. Однако в самом патенте №31183 названия и описания этой платформы нет. "Бизнесу" удалось связаться с гендиректором компании "Патентный поверенный" Галиной Андрущак, которая составляла патент №31183 три года назад. Она сообщила, что речь идет о заявке, описывающей общую конструкцию устройства. Именно поэтому такие патенты не проходят экспертизу на новизну изобретения. Хотя она утверждает, что "на тот момент патентный поиск аналогичных конструкций ничего не дал". То, что "полезные модели" не проходят проверку на новизну, подтвердил "Бизнесу" и гендиректор патентного бюро "Технопарк" Александр Турковский. "Если Motorola не признает претензий, она может заказать экспертизу и подать иск о патентном споре,- поясняет Турковский,- у нас полно таких ситуаций'BB. Даже если патент RussGPS будет признан, по словам директора патентного бюро "Гелиас" Сергея Елизарова, Motorola сможет поставлять в Россию то количество телефонов, которое выпускалось до регистрации патента по праву преждевременного пользования. Галина Андрущак считает, что говорить о каких-то конкретных претензиях к Motorolа и лицензионных выплатах пока рано: "Только техническая и патентная экспертиза может дать ответ, по каким пунктам патента были нарушены права владельца патента, она будет в ближайшее время проведена". Впрочем, Андрущак не исключает, что патент может быть отменен, если производителю удастся доказать факт открытого применения устройства, иначе говоря, найти аналог подобной конструкции, использовавшейся до 2003 года.
Или доказать, что аналогичная конструкция мобильного телефона была разработана компанией до момента регистрации патента. Хотя, по ее словам, это будет непросто. "Компании "Мегапейдж", которая в течение двух лет пытается оспорить патент, не признавая совпадения по нескольким пунктам своего изделия - автолокатора - с "полезной моделью", это не удалось",- констатировала Галина Андрущак. "Motorola изобрела мобильный телефон почти полвека назад, а держатели трехгодичного патента фактически пытаются обвинить ее в плагиате,- удивляется аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин,- разработки такого уровня, как платформа I250, исчисляются десятками миллионов долларов и годами разработок". Ни одна российская компания в 2003 году не могла позволить себе таких расходов.


АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Деловая газета "Бизнес"