01.06.2006

Дорогой и любимый работодатель


Компания Universum Communication, занимающаяся консалтингом в сфере трудоустройства, опубликовала в мае результаты своего традиционного исследования The American Undergraduate – рейтинга работодателей, наиболее привлекательных для студентов университетов США. Главной новостью рейтинга стал взлет популярности компаний Walt Disney и Google.


Победителем рейтинга стала компания Walt Disney. Работу в ней хотел бы получить практически каждый девятый американский студент, точнее – 11,23%. Гигант индустрии развлечений в прошлогоднем рейтинге занимал лишь 17-е место.

На втором месте, с показателем 9,15% (то есть примерно каждый одиннадцатый опрошенный) – Google, один из двух ведущих поисковых веб-сайтов. Стоит отметить, что основной конкурент Google компания Yahoo! в первую десятку рейтинга не попала.

Незначителен разрыв между третьим и вторым местом. "Бронза" нынешнего рейтинга – у государственного департамента США.

Из упомянутой тройки лидеров каждый работодатель является лучшим для студентов определенных специальностей. Walt Disney для выпускника финансового вуза все равно что Google для компьютерщика и госдеп для гуманитария (о чем свидетельствует таблица 2, конкретизирующая результаты рейтинга).

Госдепартамент неплохо прибавил за год, в 2005 году он был на 36-м месте. А вот два следующих работодателя в десятке самых привлекательных были и год назад. Это ФБР и ЦРУ.

Еще два застарелых конкурента, только уже не в сфере борьбы за безопасность простого американца, а в компьютерной сфере, занимают шестое и седьмое места – Microsoft и Apple Computer.

На восьмом – химико-фармацевтический гигант Johnson & Johnson, пользующийся особой популярностью в среде студентов, изучающих точные науки. Напрашивается мысль, что новое поколение химиков главным направлением своей науки будет считать химию бытовую.

Рейтинг замыкают две компании, доказывающие, что американские студенты хотят работать и в зарубежных фирмах. Это германский автогигант BMW и японский монстр индустрии развлечений Sony. Впрочем, как для этих компаний, так и для американских фирм, попавших в рейтинг, понятие "национальность" во многом условно.

Если попытаться максимально обобщить и упростить предпочтения американских студентов, то можно разделить идеальных работодателей на две категории. Во-первых, фирмы, чьей продукцией студент привык пользоваться и чью рекламу привык поглощать в больших количествах. Во-вторых, государственные ведомства, над положительным имиджем которых неплохо потрудились новостные телепрограммы и Голливуд.

В рамках исследования студенты ответили также на ряд вопросов о целях в жизни. Выяснилось, что 46% хотят продолжать образование (считая это нужным для карьеры), 39% при выборе будущего места работы надеются на высокие этические стандарты работодателя, 84% полагают, что хорошая медицинская страховка важнее высокой зарплаты.

Авторы исследования выяснили также, на какую среднюю зарплату надеется средний выпускник американского вуза. Для студентов компьютерных специальностей эта сумма оказалась равна $52 229 в год. Студенты-гуманитарии были намного скромнее в своих запросах – $39 237 в год.

К сожалению, в российских источниках не удалось обнаружить исследования, пригодные для сравнения с American Undergraduate, особенно по степени охвата. Наиболее близким по теме и относительно свежим является прошлогоднее исследование сообщества менеджеров E-xecutive и рекрутинговой компании HRG на тему "идеальный работодатель". Правда, там опрашивались не студенты, а менеджеры, уже имеющие опыт работы. В данном российском Топ-10 первые три места заняли "Газпром", ЛУКОЙЛ И British American Tobacco.

Студентов же последний раз опрашивала компания ACNielsen в 2002 году. Тогда 400 выпускников российских вузов назвали идеальными работодателями ЛУКОЙЛ, "Газпром" и "Альфа-групп". Ради интереса стоит отметить, что выпускники 2002 года показали редкую прозорливость, не избрав в число наиболее привлекательных работодателей вполне еще благополучный в те времена ЮКОС.

Как видно, российские студенты твердо ориентированы на нефтегазовый сектор, в отличие от их американских сверстников, желающих заниматься индустрией развлечений, интернетом и т. п.

Впрочем, с 2002 года произошли заметные перемены, и если провести опрос отечественного студенчества сейчас, вполне вероятно, что ФСБ или какая-нибудь другая государственная структура может составить конкуренцию нефтяным компаниям.

АЛЕКСЕЙ Ъ-АЛЕКСЕЕВ



Таблица 1. Идеальные работодатели с точки зрения американских студентов. Топ-10

Место в
рейтинге
(в 2005
году)

Работодатель
Процент
опрошенных,
голосовавших
за
1 (17)Walt Disney11,23
2 (152)Google9,15
3 (36)Государственный
департамент США
8,52
4 (10)Федеральное бюро
расследований
7,97
5 (9)Центральное
разведывательное
управление
7,57
6 (8)Microsoft6,69
7 (13)Apple Computer6,45
8 (5)Johnson&Johnson6,15
9 (1)BMW5,78
10 (34)Sony5,39
Источник: The American Undergraduate Edition 2006, опрос проводился в декабре 2005 – марте 2006 года, опрошено 37 063 студента 207 университетов США. Все названия приводятся в соответствии с написанием в оригинальном рейтинге.




Таблица 2. Идеальные работодатели с точки зрения американских студентов различных специальностей. Топ-5


Место в
рейтинге
Выбор
студентов,
изучающих
бизнес
Выбор
студентов,
изучающих
информационные
технологии
Выбор
студентов
инженерных
специальностей

Выбор студентов,
изучающих точные
науки

Выбор студентов,
изучающих
гуманитарные науки
1Walt DisneyGoogleLockheedMayo ClinicГосударственный
Martin
Corporation
департамент США
2PricewaterhousMicrosoftBoeingPfizerФедеральное бюро
e Coopersрасследований
3Ernst&YoungApple ComputerGeneralJohnson&JohnsonЦентральное
Electricразведывательное
управление
4GoogleApple ComputerBMWGlaxoSmithKlineWalt Disney
5DeloitteIntelWalt DisneyMerckGoogle


Источник: The American Undergraduate Edition 2006, опрос проводился в декабре 2005 – марте 2006 года, опрошено 37 063 студента 207 университетов США. Все названия приводятся в соответствии с написанием в оригинальном рейтинге.




КоммерсантЪ