Правообладатели разыщут конфискат
Правообладатели торговых марок договорились с Федеральной таможенной службой (ФТС), что будут сами выявлять места продажи контрафактных товаров и сообщать об этом таможенникам. Последние пообещали оперативно закрывать торговые точки реализации пиратской продукции. Однако куда больше проблем пиратам может создать предложение приостанавливать выпуск товаров в свободное обращение на срок до 10 дней в том случае, если у таможенного инспектора хотя бы возникнут подозрения, что он контрафактный.
Владельцы крупнейших торговых марок сами будут представлять таможенным органам информацию об известных им нарушениях, связанных с контрафактной продукцией, договорились таможенники на встрече с представителями содружества производителей фирменных торговых марок "Русбренд". "Таможенники наделены полномочиями, по которым они могут проверять историю товара не только при его ввозе, но и позже, когда товар находится на реализации",- говорит управляющий по защите товарных знаков Nike в России Константин Райнот. По его словам, если правообладатель, продукция которого не производится в России, сомневается в ее легальности, то он может сообщить об этом в таможенное подразделение. Это касается не только поддельной продукции, но и той, которая была ввезена нелегально, уточнил он. ВФТС уже пообещали, что полученные сведения будут использоваться для проведения рейдов по линии таможенной инспекции и главного управления по борьбе с контрабандой.
Еще больше проблем пиратам может создать предложение, озвученное "Бизнесу" замдиректора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галиной Баландиной, согласно которому таможенники получат право приостанавливать выпуск товаров на 10 дней в том случае, если у него возникнут подозрения, что это контрафакт (см. "Бизнес" 15 февраля).
Координатор комитета по интеллектуальной собственности "Русбренда" Алексей Поповичев рассказал "Бизнесу", что сейчас производители участвуют в формировании таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. "Для этого необходимо собрать пакет документов о продукции, зарегистрировать на таможне свой товарный знак, указать импортеров",- говорит он. Если у таможенника возникают несовпадения с ввезенным товаром и имеющейся информацией, то подозрительный товар попадает под особый контроль. "В день правообладателю приходит до 10 дел с просьбой подтвердить факт контрабанды, принять участие в экспертизе товара",- сказал Поповичев.
Совместная деятельность приносит владельцам торговых марок свои плоды. По словам руководителя службы по связям с СМИ компании Filip Morris Дмитрия Хрола, уровень подделок табачной продукции не превышает сейчас 2%, а по отдельным маркам - 0,5%.
В свою очередь, по данным Райнота, сейчас объем контрафактных товаров по крупнейшим спортивным брэндам (Adidas, Nike, Reebok, Puma) составляет $500 млн. После того как в прошлом году Арбитражный суд Москвы встал на сторону Nike и обязал одну из компаний выплатить американской корпорации 5 млн руб. в качестве компенсации за незаконную торговлю поддельными спортивными товарами, присутствие контрафактной продукции на цивилизованном рынке продаж снизилось, утверждает Райнот. Однако ситуация на открытых рынках не изменилась, отмечает он. Одна из причин - законодательные пробелы, позволяющие зачастую производителям контрафактной продукции избегать наказания, сказал Поповичев.
АРИНА ШАРИПОВА
Деловая газета "Бизнес"