Хрюши на хозяйстве. Почему в России так мучительно создают детский телеканалВ нашей стране выросло поколение, которое не знает Колобка и не слышало о русских сказках. Одну из главных причин «потерянных детей» специалисты видят в разрушении традиций детского телевещания. Заполняющие эфир детские программы, сделанные для галочки, скорее, отпугивают, чем привлекают юных зрителей. А планируемое создание специального детского канала выглядит весьма проблематичным. Новые кадры для детского вещания не готовит сегодня никто. Еще в январе этого года руководитель Роспечати Михаил Сеславинский заявил о необходимости создания федерального телеканала для детей. Тогда же первую попытку занять свободную частоту под детское вещание предприняло MTV с проектом «Ник: Детский канал» (на основе зарубежного архива Nickelodeon и отечественного продукта в соотношении 30:70). Однако конкурс тогда выиграл «Пятый телеканал» Санкт-Петербурга. Поговаривают, что, несмотря на желание властей сделать мощный детский канал наподобие «Спорта» и «Культуры», отдавать эту миссию американскому MTV попросту не захотели. «Здравствуйте, я тетя Валя» В СССР передачи для школьников рассматривали как форму идеологической работы, а на такую работу государство денег не жалело. Детская редакция ЦТ была одним из четырех самых мощных подразделений, которые «делали телевидение» для всей страны. В восьмидесятые годы детское вещание стало перестраиваться: на экран буквально хлынула подростковая субкультура со своей символикой и сленгом. И уже к началу девяностых под разными предлогами программы для детей начали из эфира вытеснять. Профессиональный народ стал рассеиваться, качество программ для детей и подростков – стремительно падать. В борьбе за выживание детские отечественные программы утратили самобытность, копируя красочную западную продукцию. В этой ситуации все чаще стали говорить о детском телеканале – «развивающем», «просвещающем» и без «чернухи». Клип-Клик-Кляп Из всех телевизионных форм игра – самая популярная у детей. Какие же игры предлагает им современное ТВ? Популярных «подвижных» игр практически нет. Зато имеется набор «интеллектуальных». Иногда их участники поражают своей эрудицией, как, например, «Умницы и умники» (Первый канал). В других играх ребенок выбирает ответ наугад («Полундра» и др.). Угадал – получай выигрыш. События и даты мелькают, словно фишки на игровом поле, никак не запоминаясь ни участникам, ни зрителям... «Клиповое сознание» – диагноз, которым стали награждаться дети. Такой ребенок не способен воспринять мысль, а впитывает только короткие фрагменты информации. Он мало читает, предпочитая картинки или комиксы, плохо сосредоточивается, перескакивает в разговоре с одного на другое. Причина – не только в количестве информации, но и в мозаичном характере телевидения. Например, программа «Отчего и почему» включила в себя и урок английского, и игру «Каля-маля» со своими ведущими. Все это как несколько блюд в одной тарелке, да еще с утра. Грешат детские передачи и темами не по возрасту. Например, в юбилейном выпуске «АБВГДейки» сюжет строился на вопросе: сколько лет ведущей Татьяне Кирилловне? А поскольку передача заявлена как «учеба и игра», то дошкольник должен был усвоить –дамам такие вопросы задавать не следует. Недетской оказалась и следующая передача «АБВГДейки», агитирующая… за службу в армии, – как раз то, что «нужно» в начальной школе. Царевич Поттер Вопрос, быть или не быть «их» мультфильмам на «нашем» экране, решен давно и не нами – быть. Телевизионные начальники говорят, что от них никуда не деться, поскольку продаются они в одном пакете с лицензионными программами. Сделан детский видеотовар по всем западным стандартам. Но вопрос, годятся ли нам эти стандарты. Иностранные мультики почти полностью вытеснили с экрана отечественную продукцию. Ни новых российских мультфильмов, ни сказок и телеспектаклей на телевизионном экране практически нет. Казалось, надо радоваться, увидев «Сказки Баженова» на НТВ, но оказалось, что от сказки там только кафтан на «сказочнике» Баженове «а-ля Иван Царевич». Состояние детского телевещания можно выразить сегодня одним словом – «нет». В детских программах нет даже намека на положительного героя – честного, доброго, умного. И пока этот герой не проявился, его агрессивные антиподы будут брать инициативу по воспитанию в свои руки. Нет на экране и чуда, а есть лишь спецэффекты. Да и сама ребячья жизнь выглядит в передачах скучно. Может, оттого и рвется наш ребенок к Гарри Поттеру, что мир магический представлен в кино во сто крат интереснее, чем реальный на телеэкране. Нет в эфире и думающих подростков, нет так называемых клубных программ, в которых ребята могли бы общаться друг с другом. Не поэтому ли, по данным социологов, детские программы смотрят меньше 30% ребят, а остальные переключились на передачи для взрослых.
ВАЛЕРИЯ КОЛБИКОВА Новые Известия |
||