05.06.2006

С дальним прицелом. На минувшей неделе неожиданно выросли акции "Ростелекома"



Из-за 10-процентного скачка котировок на ММВБ и РТС были даже прерваны торги по этой бумаге. Не исключено, что повышенный интерес инвесторов к оператору дальней связи спровоцирован недавним решением цюрихского арбитража, оказавшимся очень болезненным для отраслевого министра Леонида Реймана.
В ходе разбирательств между мажоритарным и миноритарным акционерами "Мегафона" - фондом IPOC и "Альфа-групп" - швейцарский арбитраж признал Леонида Реймана "конечным бенефициаром" российской сотовой компании. Более того, цюрихский трибунал инкриминировал министру ущемление интересов государства, поскольку он якобы содействовал размыванию доли дочернего предприятия "Связьинвеста" в "Мегафоне".
Между тем у министра связи есть возможность красиво выйти из ситуации. Речь идет о продаже "Альфе" принадлежащего IPOC и аффилированному с ним "Телекоминвесту" 40-процентного пакета "Мегафона".
Глава "Альфа-групп" Михаил Фридман давно уже говорил, что "Альфе" "намного интереснее быть миноритарием в крупной мультинациональной компании, чем оставаться акционером нескольких национальных операторов". В связи с этим олигарх хотел бы обменять принадлежащие ему телекоммуникационные активы на пакет акций одного оператора - Telenor, TeliaSonera или другой международной компании. До сих пор контрагенты Фридмана скептически оценивали шансы подобного обмена. Но если "альфовцам" удастся консолидировать контрольный пакет "Мегафона" (где TeliaSonera принадлежат около 30%) и тем самым подготовить почву для объединения этого сотового оператора с "Вымпелкомом" (26,6% голосующих акций которого владеет Telenor), игра выйдет уже на совершенно другой уровень.
Наличие у "Альфа-групп" подобных планов косвенно подтверждается ее нежеланием соглашаться с теми параметрами "развода", которыми Telenor обусловил слияние "Вымпелкома" и "Киевстара". Напомним, что норвежский телекоммуникационный оператор предложил "дуэльный" механизм прекращения партнерства: любой из двух совладельцев "Вымпелкома" может потребовать выкупа доли партнера- и тот будет обязан либо продать ее,либо сделать встречное предложение о выкупе доли партнера по более высокой цене. Но эти условия существенно сузили бы Фридману поле для маневров.
Ведь он хочет не "откассироваться", а, подобно Алексею Мордашову, стать крупным акционером глобальной компании.
А вот IPOC наличные вполне устроят. За счет вырученных в результате продажи "Мегафона" средств (а это не менее $1,6 млрд) дружественный Рейману фонд сможет "возместить" ущерб, якобы нанесенный министром связи государству, поучаствовав в приватизации "Связьинвеста" или одной из его составляющих, например "Ростелекома".
Оператор дальней связи обойдется потенциальному покупателю гораздо дешевле, чем весь телекоммуникационный холдинг. Зато новый владелец "Ростелекома" получит в свое распоряжение компанию, география услуг которой, в отличие от других "дочек" "Связьинвеста", не ограничивается одним российским регионом. Поэтому с точки зрения развертывания на его базе других дополнительных телекоммуникационных сервисов, вроде IP-телефонии или WiMax, "Ростелеком" обладает серьезным конкурентным преимуществом.
Видимо, этой логикой руководствовались и портфельные инвесторы (в числе которых наблюдатели называют, в частности, "КИТ финанс"), инициировавшие масштабную скупку акций "Ростелекома" на бирже. Ведь если команда Реймана сделает ставку на "Ростелеком", миноритарии внакладе не останутся.

АЛЕКСАНДР БИРМАН

Деловая газета "Бизнес"