07.06.2006

«Настюша» откусила кусок московского хлеба. Зерновая компания покупает ОАО «Золоторожский хлеб»



Зерновой холдинг "Настюша" продолжает экспансию на столичный рынок хлеба. Как стало известно "Бизнесу", компания покупает ОАО "Золоторожский хлеб", которое контролирует около 3% московского рынка. Участники рынка считают, что "Настюша" скупает хлебные активы, чтобы обеспечить гарантированный сбыт своим мелькомбинатам.

О том, что "Настюша" покупает ОАО "Золоторожский хлеб", "Бизнесу" на условиях анонимности рассказал один из участников рынка, знакомый с деталями сделки. По его словам, "Настюша" уже выкупила у менеджмента "квалифицированное большинство" акций компании (не менее 75% плюс одна акция.- "Бизнес"), сделка была завершена около недели назад. Ее сумма, по данным собеседника "Бизнеса", составила около $12 млн. При этом источник уточнил, что "Настюша" не планирует выводить хлебозавод и продавать площадку девелоперам.

О том, что сделка близка к завершению, знает еще один участник московского рынка.

Один из акционеров "Золоторожского хлеба" также подтвердил факт ведения переговоров с "Настюшей", однако уверяет, что сделка еще не закрыта. Комментариев "Настюши" получить не удалось.

Гендиректор ОАО "Черкизово" (третьего по величине производителя хлеба в Москве) Евгений Зернов считает сумму сделки адекватной "с учетом существующих цен на рынке": "У "Золоторожского" приличное оборудование и хорошее покрытие района, где они работают". "Господина Пинкевича можно поздравить с отличным приобретением: это выгодная сделка, менеджмент мог рассчитывать на большую сумму",- говорит председатель совета директоров КБК "Черемушки" СергейЩедрин. Но чтобы полностью привести "Золоторожский хлеб" в порядок, понадобится вложить в него еще не менее $20 млн, считает гендиректор ОАО "Хлебный дом" (Санкт-Петербург, принадлежит финской Fazer) Валерий Федоренко.

"Настюша" начала экспансию на московский рынок хлеба в 2004 году, купив "Московский комбинат хлебопродуктов" и "Мелькомбинат в Сокольниках", которые занимают около половины столичного рынка муки. В конце 2005 года компания начала строить вертикально интегрированный холдинг, купив на аукционе Российского фонда федерального имущества (РФФИ) 20% акций хлебозавода"Пролетарец" за 25 млн руб. при стартовой стоимости 2,5 млн руб. А в феврале 2006 года компания купила - также на аукционе РФФИ - 24,99% хлебозавода "Яузахлеб" за $3,9 млн при начальной стоимости $1,3 млн. Но только с покупкой "Золоторожского хлеба" "Настюша" по-настоящему выходит на рынок хлеба, уверен один из участников рынка. "В двух других заводах они не только юридически, но и фактически миноритарии - контрольный пакет обоих предприятий находится у менеджмента",- считает он.

Евгений Зернов считает, что экспансия "Настюши" на рынок хлеба связана с тем, что компании необходимо обеспечить сбыт своим мелькомбинатам: "Сейчас почти половину московского рынка занимают подмосковные мелькомбинаты, чья продукция дешевле на 15-20%". По мнению Зернова, следующим хлебозаводом, который купит "Настюша", может стать "Серебряный бор", который должен быть приватизирован в этом году. Владимир Федоренко не исключает, что теперь "Настюша" может начать продавать другим производителям муку по завышенным ценам. Но пока цены для всех рыночные и для всех одинаковые, уточняет Евгений Зернов.

Консолидацией рынка занимается не только "Настюша": КБК "Черемушки" приобрел ОАО "Хлебозавод №6", комбинат "Простор" и 25% Люберецкого хлебозавода в Москве и ОАО "Пекарь" в Петербурге, финский Fazer ведет активные переговоры о покупке ОАО "Волжский пекарь".

Сергей Щедрин прогнозирует и дальнейшую консолидацию отрасли. "Но теперь Fazer придется несладко: они продолжают присматриваться к московским активам, а цены должны вырасти",- полагает он. "Черемушки", по его словам, также ведут переговоры о покупке мощностей в Москве.

НИКОЛАЙ ДИЦМАН, ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"