08.06.2006

Мобильный этикет. Высок процент тех, кто отвечает на все звонки вне зависимости от ситуации, в которой находится



Плюсы мобильной связи, без которой не может обходится современный человек, очевидны: она предоставляет разнообразные возможности для общения: голосового, передачи данных, доступа в Интернет. Однако, как показал проведенный в России опрос, зачастую возникают ситуации, когда использование этих возможностей приносит дискомфорт или мешает окружающим.

Как выяснилось, в России культура общения по мобильному телефону пока не на высоте. Об этом свидетельствуют результаты исследования под названием «Правила мобильного этикета», проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring совместно с компанией «Вымпелком».

«Эта цифра свитедетельствует уже скорее не об отсутствии культуры общения, а об отсутствии культуры поведения вообще» Среди пользователей мобильной связи России абсолютное большинство респондентов придерживается мнения, что мобильное общение в общем-то не должно мешать окружающим, однако только 53% из них выключают мобильник при посещении театров, выставок, кино и концертов и 56% не отвечают на звонки во время встреч по бизнесу.

Большинство (75%) считают также некорректным использовать различные приложения или игры на мобильном телефоне, находясь в общественном месте, при включенном на большую громкость звуковом сопровождением. Но 19% при этом свято уверены, что это вполне допустимо, потому что никому не может помешать. Действительно, если вы близки к рекорду в игре «Змейка», никакие правила приличия не могут вас остановить, не так ли?

Отрадно то, что многие (83%) считают, что когда они звонят на мобильный телефон, необходимо поинтересоваться, удобно ли человеку разговаривать в этот момент. В ситуации, когда россияне звонят партнеру или знакомому на мобильный телефон, зная, что звонок для абонента может быть платным, 8 из 10 человек считают необходимым поинтересоваться, нужно ли перезвонить на городской.

Несмотря на то что 79% считают неприличным поведением громко и долго разговаривать по телефону во время деловых встреч, всего лишь половина респондентов переводят телефон в беззвучный режим или режим вибрации, чтобы мелодия звонка не мешала окружающим. При этом 36% все-таки отвечают на все звонки вне зависимости от ситуации. Эта цифра свитедетельствует уже скорее не об отсутствии культуры общения, а об отсутствии культуры поведения вообще.

Интересен тот факт, что 82% опрошенных считают запреты на разговоры по мобильнику за рулем автомобиля исключительным требованием безопасности, однако только 13% респондентов, имеющих личный автомобиль или периодически садящихся за руль, не отвечает на звонки во время вождения.

Довольно парадоксальная ситуация – все знают, как надо поступать правильно, но при этом никто не следует требованиям безопасности. А вот с самолетами ситуация иная - в небе сотовый отключают свыше 80% респондентов, и это радует. Однако и здесь без ложки дегтя не обошлось: если кто-то из пассажиров не выключил телефон, только четверть опрошенных попросят его сделать это.

Но этим странные особенности российского мобильного этикета не оканчиваются. Как выяснилось, 9 из 10 респондентов приветствуют пропаганду правил мобильного этикета в обществе (в том числе среди молодого поколения), однако 45% из них затруднились ответить на вопрос, в чем именно заключаются эти правила.

По мнению тех, кто все же смог сформулировать ответ на поставленный вопрос, «правила мобильного этикета» - это способность уважительно вести беседу (10%), выключать телефон при необходимости (10%) и не говорить громко в общественных местах (9%). Среди других возможных правил этикета были перечислены требования «не баловаться» (довольно занятное требование), «не бросать трубку внезапно», «не хвалиться телефоном», «не отвечать по чужому аппарату», а также «здороваться и прощаться» с собеседником.

По словам директора по корпоративным связям ROMIR Monitoring Евгении Рубцовой, никто еще не делал попыток изучить сложившуюся субкультуру мобильной аудитории, понять и описать правила и нормы, по которым она живет. Однако результаты первого исследования, как можно заметить, весьма удручающие.

Исследование проводилось методом телефонных формализованных интервью, всего было опрошено 2080 пользователей мобильной связью в возрасте от 18 до 55 лет. Опрос проводился в 21 городе России, для каждого из которых выборка строилась с учетом доли пользователей мобильной связью и половозрастной структуры населения.

Владислав Иванов

Взгляд