08.06.2006

У Манежа помолчали за свободу слова



Завершившийся вчера Всемирный газетный конгресс ознаменовался акцией протеста: у Манежа активисты движения "За права человека" провели флэш-моб против госцензуры в СМИ. Пикетчики молча стояли с заткнутыми платками ртами, олицетворяя отсутствие свободы слова в России. Представители прокремлевского движения "Молодая гвардия" устроили контракцию: они целовали отксеренные стодолларовые купюры. Милиция в действо не вмешивалась.

Вчера на Манежной площади прошел пикет в поддержку свободы слова, приуроченный к завершению Всемирного газетного конгресса. Активисты движения "За права человека" провели так называемый флэш-моб: молча стояли с заткнутыми ртами, символизируя таким образом отсутствие свободы слова в России. "Цель акции проста,– сообщил Ъ лидер движения Лев Пономарев.– Президент Путин говорил на конгрессе о том, что роль государства в контролировании СМИ уменьшается. А мы считаем, что роль госцензуры растет. В Кремле составляются списки, кто допущен или не допущен на государственные телеканалы. Мы хотели показать отношение к этому". Что касается сценария акции, то господин Пономарев пояснил Ъ: "Мы понимали, что не можем подать заявку на митинг, так как его обязательно запретили бы, поэтому и придумали флэш-моб".

Около полудня на Манежной площади появились несколько активистов движения с перевязанными марлевыми повязками и платками ртами. Однако к Манежу они пройти не смогли: все подходы к нему, а заодно и крышу торгового комплекса "Охотный ряд" по периметру перекрыли милиционеры. Тогда активисты расположились у входа в торговый комплекс и, как и полагается по правилам флэш-моба, стали молча топтаться у него. В этот момент у входа неожиданно появились новые действующие лица – два молодых человека в черной одежде и резиновых масках, изображающих политэмигранта Бориса Березовского и совладельца Group MENATEP Леонида Невзлина. На вопрос, кто они такие, молодые люди дружно ответили: "Мы – любители передачи 'Куклы' (как выяснилось потом, это были активисты движения 'Молодая гвардия'.– Ъ)". Ряженые немедленно отправились позировать фотографам на фоне людей с заткнутыми ртами. Милиционеры на происходящее не реагировали. У входа в торговый комплекс тем временем появилась еще одна компания – десяток "молодогвардейцев" с пачками отксеренных стодолларовых купюр, которыми они стали прикрывать рты так, как будто стеснялись зевать. Некоторые, впрочем, принялись целовать купюры. Смысл происходящего они не объяснили, но охотно сделали это позже на своем официальном сайте. "Мы показали, что либерасты зависимы от денег олигархов куда больше, чем от власти,– объяснялось на сайте molgvardiya.ru.– Сколько свободы им ни дай, бесплатно они и слова не скажут". "Подобные организации выходят заклеивать рты, только когда их стимулируют финансово из-за рубежа олигархи вроде Березовского и Невзлина,– заявил Ъ координатор 'Молодой гвардии' по Центральному федеральному округу Алексей Шапошников.– А нашей молодежи рот деньгами не заткнешь".

Пока "молодогвардейцы" и их оппоненты топтались у "Охотного ряда", Лев Пономарев с небольшой компанией соратников сумел добраться лишь до журфака МГУ на Моховой улице, где наткнулся на оцепление. К нему немедленно направилась группа из десяти милиционеров. "Что у вас тут за акция?" – поинтересовался один из них у Льва Пономарева. "Да ничего, гуляем просто",– простодушно ответил господин Пономарев, сняв со рта повязку. "Что с ними делать?" – спросил другой милиционер в рацию. "Не трогать их",– ответила рация. Воодушевленный этим Лев Пономарев дал активистам команду остановиться и вернул повязку на место. "Наверное, перед участниками конгресса неудобно было, разгон акции вышел бы только самим милиционерам дороже",– предположил потом он в беседе с Ъ.

Стоит отметить, что Всемирный газетный конгресс стал площадкой для акций сразу нескольких политических движений. В первый день его работы трое активистов НБП, проникнув под видом журналистов в Кремль, где открывался форум, развернули транспаранты "Путин – палач Беслана" и "Путин – палач свободы" (Ъ сообщал об этом 6 июня). После этого активистов НБП, распространявших у Манежа, где продолжился конгресс, газету "Друг народа" и листовки, милиционеры задерживали ежедневно, но через некоторое время отпускали.

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ