08.06.2006

Рынок не подарок. Подарочным сетям придется менять концепции магазинов



Сеть магазинов подарков "Мульти" решила сменить концепцию: компания, с начала 2000-х специализировавшаяся на демократичном сегменте, решила открывать магазины для богатых. Участники рынка называют решение симптоматичным. По мнению экспертов, в числе пяти-десяти "подарочных" ритейлеров, которые сохранят присутствие на рынке в ближайшие годы, смогут остаться лишь те, кто четко определится с концепцией сети. Большинству неопределившихся, к которым участники рынка причисляют и "Мульти", они предсказывают уход с рынка уже в ближайшие год-два.

За богатым клиентом

О новом проекте "Мульти" на рынке заговорили несколько месяцев назад. Конкуренты утверждали, что оператор собирается перепрофилировать магазины в дорогие салоны подарков и провести PRкампанию, с тем чтобы отойти от закрепившегося за ней имиджа "бюджетной" сети.

""Мульти", желая быть "магазином для всех", ошибся. Бедные боятся заходить в недешевые магазины, а богатых переманили к себе более статусные ритейлеры",- объясняет один из экспертов.

Вчера коммерческий директор "Мульти" Дмитрий Барсуков подтвердил информацию о смене концепции. "Старые магазины были ориентированы на покупателей с ежемесячным доходом $200-400, новые - исключительно на людей с доходом от $800 и выше. Средний чек в них ожидается на 50% выше, чем раньше",- говорит представитель "Мульти".

"От "бюджетных" магазинов пока не собираемся отказываться. Этот формат будет использован при выходе в регионы",- говорит Барсуков. Тем не менее, по словам представителя "Мульти", сейчас компания активно ищет площадки под дорогие магазины. Эксперты оценивают инвестиции "Мульти" в открытие 300-400метрового магазина нового формата в $150-250 тыс.

Чужой пример заразителен

"Мульти" первый "подарочный" оператор, решивший столь радикально поменять свой профиль. Конкуренты говорят, что из более-менее известных брэндов подарочного рынка "Мульти" больше других нуждался в корректировке концепции. "Особенно в последнее время стало заметно, что у компании отсутствует какая-либо концепция,- говорит гендиректор сети Bagatelle Елена Вайшнорене.- Себя "Мульти" продвигала как "магазины для всех"".

Между тем участники рынка признают, что для рядового потребителя большинство операторов неотличимы друг от друга. Поэтому, по мнению гендиректора компании "РАО консалтинг" Александры Славянской, "Мульти" не единственный из "подарочных" ритейлеров, который может изменить концепцию магазинов. "За исключением Le Futur, действительно специализирующегося на оригинальном ассортименте, и, возможно, "Красного куба", все остальные операторы более-менее универсальны. Если посмотреть на "Красный куб", Bagatelle и других, то все они торгуют примерно одним: "штучками для дома". В Западной Европе, где рынок более конкурентный, такой универсальности давно нет. Ритейлеры вынуждены работать в узкой нише: либо подарки для конкретного возраста, либо для конкретного достатка, либо на определенном ассортименте",- говорит она.

"Концепция "магазин для всех"- проблема большинства операторов,- продолжает сотрудник одной из сетей, просивший не называть его имя.- Но все понимают, что это тупиковый путь. С 2001-2002 годов, когда торговцы обнаружили "подарочную" нишу, в которой на тот момент 500% прибыли не были пределом, ситуация на рынке изменилась. Прибыльность бизнеса заметно снизилась до 30-100%. А через годдва торговать тем же, чем торгуют 80% конкурентов, станет и вовсе нерентабельным".

Участь малышей незавидна

Между тем "подарочным" торговцам есть за что бороться. По оценкам исследовательской компании Step-by-step, оборот рынка подарков составляет около $10 млрд в год. В последние два года для ритейлеров открылся новый рынок в регионах. Там больше других преуспели операторы, за которыми стоят крупные инвесторы: "Красный куб" и Le Futur.

В "Красном кубе" 65% принадлежит председателю совета директоров сети "Мир" (бытовая электроника) Александру Кабанову, а Le Futur год назад перешла под контроль председателя совета директоров холдинга "Русский уголь" Вадима Варшавского. Число магазинов в обеих сетях составляет около 100 в нескольких регионах.

"Смогут остаться на рынке и конкурировать с крупнейшими сетями еще три-четыре компании, у которых будет четкая концепция. Как минимум пятнадцати неопределившимся, пытающимся торговать всем для всех, придется уйти. Ведь с такойполитикой они не смогут иметь свою стабильную аудиторию, а значит, будут неинтересны арендодателям",- предсказывает Елена Вайшнорене из Bagatelle. Ее слова подтверждает исполнительный директор московского офиса компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Константин Сахаров: "Небольшие универсальные операторы торгцентрам интересны только тем, что готовы сесть, где бы им не предложили. Но серьезные девелоперы все же предпочтут работать с крупными сетевыми операторами, которые могли бы стать "якорями" для целевой аудитории торгцентра".

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Деловая газета "Бизнес"