23.06.2006

Россиянам не нравятся плавные линии в графическом символе рубля



– Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследования о том, как люди воспринимают различные варианты графического символа национальной валюты. Напомним, российский президент подписал поправки к закону, по которому в России появится графический символ рубля. Оказалось, что большинство опрошенных не видят во введении графического символа отдачи лично для себя, и считают это неактуальным. В целом респонденты оказались пессимистически настроены относительно последствий утверждения логотипа. «Новый Регион» также провел опрос среди уральцев, в котором попытался выяснить, какой смысл они вкладывают во введение графического символа национальной валюты.

«Символы вообще играют очень большое значение в жизни государства. В истории таких примеров достаточно. Если наряду с флагом и гербом у нас появится достойное графическое изображение рубля – я думаю это отразится на прочности национальной валюты», – заявил «Новому Региону» руководитель межрегиональной ассоциации бутилированной воды Урала «Акварос» Александр Подуст.

«Символ – это скорее пиар-ход. Нужно говорить о том, что рубль становится более конвертируемым и символ рубля, в любом случае, должен отличаться от изображения доллара и евро. А более значимым событием в отношениях валют стало то, что во многих странах был введен обменный курс на рубль», – говорит директор екатеринбургского филиала инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Виктор Немихин.

«Каждая валюта должна иметь свой бренд. Только будет ли он отличаться? Такое ощущение, что сейчас в мире создается валютный алфавит, а все символы выходят из одной мастерской. Вообще сложно сказать, каким должен быть символ рубля – глупо впихивать туда орла или топор, рубящий серебряный слиток – процесс который и заложил появление слова «рубль», – считает руководитель группы компаний «Левъ&Левъ-Аудит» Евгений Артюх.

Введение графического символа рубля респонденты рассматривают как шаг, направленный на повышение авторитета российской валюты в глазах иностранцев. Как результат, людям больше импонируют «международные», т. е. латинизированные варианты графического символа. Самое главное, считают респонденты, чтобы символ бы прост в написании и легко запоминался. При этом, люди беспокоятся, что над логотипом будут смеяться, если, например, графический символ окажется похож на дорожные знаки «Проезд под мостом» или «Стоянка запрещена». «Новый Регион» приводит результаты опроса ВЦИОМ.

РубльЭтот символ, стал однозначным лидером в восприятии опрошенных. Он нравится респондентам простотой написания и тем, что вызывает четкие ассоциации с другими валютами: «У доллара и евро есть же такие палочки. Значит, это что-то значит, так положено». Латиница считается предпочтительной для создания внешнеполитического имиджа: «Во всем мире будут легко читать, что это рубль, Россия…»

РубльВторой по популярности вариант привлекает тем же, чем и первый: простота, похожесть на обозначения других валют, понятность не только для русских, но и для всех иностранцев. Понравился также синтез латиницы и кириллицы в эмблеме: «Вот там, где две линии проведены, легко рисовать триколор». Некоторые реакции все же были негативными: «Это же дорожный знак, паркинг», «А как писать вот эту жирную «эр»?». Теперь выбор идет как раз между двумя первыми знаками. Остальные символы «отсеяны».

РубльТретий знак стал аутсайдером, прежде всего, по причинам сложности написания: «Вы представьте, что вам это ручками придется рисовать. Это что, только для левшей, может быть?» Кто-то распознал в нем двуглавого орла. Остальные усматривали скорее зловещие и чужеродные символы: «Каббалистика какая-то», «Это в Quake-2 был герб пришельцев – завоевателей», «Пойдите на Черкизовский рынок, там таких иероглифов полно», «Это фашистская какая-то эмблема, СС».

РубльРеспонденты единодушно решили, что это буква «ять»: «Это ж надо будет выкупать у «Коммерсанта», он же, наверное, зарегистрирован», «Ну и кто нас узнает по этой букве? На Украине да в Сербии?», «Что мы все смотрим в прошлое, какая-то славянская архаика…»

РубльПоложительные эмоции этот вариант логотипа вызывал своей простотой и понятностью: «Это легко написать, и все будут знать, что вот это наша русская буква «эр» – значит наш рубль». С другой стороны, эстетические оценки логотипа довольно низки: «Это все скажут: рубль стоит на коленях», «Какой-то неуклюжий он, того и гляди – упадет».

РубльПоложительной чертой данного варианта стала его сентиментальность и некоторая оригинальность: «Он мне нравится, это такой славянский цветочек, беззащитный», «Не надо нам копировать чужие всякие черточки, свое надо разрабатывать…» Неприятие в основном связано со схожими впечатлениями: «Очень трогательно, но для валюты не подходит», «Это такой чугунный цветочек на оградке для могилки».// Семен Гордеев

www.nr2.ru