У "Автотора" забирают самое дорогое. Завод может лишиться Hummer, Cadillac и BMW"Автотор-холдинг" может лишиться льгот, предоставленных ему в рамках ОЭЗ Калининградской области. По данным руководства завода, правительство готовит проект постановления, согласно которому процесс сборки автомобилей на "Автоторе" будет считаться "простой сборочной операцией". Если документ одобрят, "Автотор" потеряет возможность беспошлинно вывозить автомобили с территории Калининградской области и будет вынужден работать по постановлению #166 о промсборке. В результате завод может потерять контракты на выпуск автомобилей Hummer, Cadillac и BMW. Вчера глава совета директоров "Автотор-холдинга" Валерий Соколов заявил, что предприятие "пытаются загнать под 166-е постановление правительства о промсборке и лишить возможности работать в условиях ОЭЗ Калининградской области". Как пояснил господин Соколов, готовится проект постановления правительства, который расширит так называемый перечень простых сборочных операций, фигурирующий в нормативной базе ОЭЗ. В него предлагается внести "полный технологический цикл сборки автомобиля, включая его испытания". "В таком случае автомобили, которые 'Автотор' собирает из импортных компонентов, не будут признаваться продуктом, переработанным на территории РФ, а это важнейшее условие работы в ОЭЗ, и мы потеряем право беспошлинно вывозить автомобили с территории области",– пояснил господин Соколов. Перечень простых операций принят постановлением правительства #184 от 31 марта и является дополнением к новому ФЗ "Об особой экономической зоне Калининградской области", принятому 10 января. Перечень оговаривает операции, выполнение которых существенно не изменяет состояние товара, импортируемого в ОЭЗ. Таким образом, товары, перечисленные в перечне, не подпадают под льготы ОЭЗ. Мощности ЗАО "Автотор" рассчитаны на сборку 70 тыс. автомобилей в год. Завод выпускает модели Kia, BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac, китайские грузовики и пикапы. В 2005 году выпущено 16 458 автомобилей, из них только 7438 – по методу мелкоузловой сборки. Вчера Ъ не смог получить комментарии официальных представителей Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по особым экономическим зонам. Между тем, по данным Ъ, на днях в Минпромэнерго обратился член Совета федерации (СФ) Рустем Шиянов – экс-президент группы СОК, конкурирующей с "Автотором" за сборку автомобилей Kia. Господин Шиянов указал на "нарушения, которые присутствуют на территории ОЭЗ Калининградской области в части несоответствия ЗАО 'Автотор' действующему законодательству РФ". В частности, говорится в обращении члена СФ, "Автотор" не обеспечивает критерия достаточной переработки товаров "при достижении доли добавленной стоимости в 30%". Фактически же добавленная стоимость при крупноузловой сборке (так "Автотор" собирает большинство моделей) составляет 3-5%, сказано в обращении СФ. При этом, отмечается в обращении, новая редакция закона об ОЭЗ Калининградской области дает "Автотору" право в течение десяти лет пользоваться льготами, оговоренными старым законом. По мнению СФ, это будет означать беспошлинный ввоз автомобилей в РФ без обязательства организовать на "Автоторе" сварку и окраску кузова. В СФ считают, что это создает неравные условия и ущемляет интересы других автопроизводителей, реализующих свои проекты в России,– Renault, Ford, "Ижавто" (собирает Kia), Toyota, Nissan и проч. СФ просит представителей Минпромэнерго "устранить эти нарушения" за счет внесения цикла сборки автомобилей на территории областной ОЭЗ в перечень простых сборочных операций. В качестве альтернативы режиму ОЭЗ "Автотору", скорее всего, будет предложено воспользоваться правом беспошлинно импортировать автокомпоненты в рамках режима промсборки (оговорен постановлением правительства #166, дает право на льготные таможенные ставки при импорте автокомпонентов при обязательстве сборщика локализовать производство на 30% через шесть лет, а также создать производство по циклу сварка–окраска–сборка). Господин Соколов говорит, что сложившаяся ситуация уже "вызывала озабоченность" партнеров "Автотора". Вчера в российском офисе Kia Motors сообщили, что слышали о проблемах завода, но комментировать их не стали. В российском представительстве GM выразили уверенность, что "Автотору" удастся сохранить существующие льготы. Получить комментарии в BMW и Chery не удалось. Между тем возможность применения постановления #166 к большинству производств "Автотора" вызывает много вопросов. Существенную часть в производстве завода занимают модели класса "люкс", локализовать выпуск которых в России непросто. Источник в GM подтвердил Ъ, что "представить себе мелкоузловую сборку и локализацию в России производства Hummer и Cadillac невозможно". Не исключено, что если чиновники примут доводы экс-президента СОК во внимание и изменят порядок работы "Автотора", ему придется отказаться от сборки дорогих автомобилей. ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ КоммерсантЪ |