Не мытьем, так катаньем. Надежды, которые бизнес-сообщество возлагало на законопроект, призванный упорядочить налоговое администрирование, вновь не оправдалисьНадежды, которые бизнес-сообщество возлагало на законопроект, призванный упорядочить налоговое администрирование, вновь не оправдались. Вчера в ходе заседания бюджетного комитета Госдумы предприниматели с удивлением обнаружили, что в документе появился ряд неожиданных положений, которые могут только ужесточить правила налогового контроля. К примеру, по вопросу проведения выездных проверок депутаты вернулись к первоначальной версии законопроекта, который ничем не лучше ныне действующего. Напомним, что предпринимательским союзам в ходе подготовки ко второму чтению удалось настоять на том, чтобы срок выездной проверки не превышал двух месяцев, а для организаций, имеющих обособленные помещения,- трех месяцев. При этом предусматривалось, что проверку можно приостановить максимум на девять месяцев в случае необходимости проведения экспертизы документов, встречной проверки, перевода документов на русский язык и запроса сведений у иностранного государства. Однако депутаты от такой схемы отказались и в очередной раз поддержали вариант, на котором настаивал Минфин. Таким образом, основной срок проверки составит два месяца с возможностью продления до четырех месяцев, а в исключительных случаях - и до шести месяцев. Налоговики получат право приостанавливать проверку на шесть месяцев и еще на три - по международным запросам. "Получается, что максимальный срок проверки увеличивается с 12 до 15 месяцев",- возмущался глава РСПП Александр Шохин. По его мнению, необходимо либо указать пресекательный срок проведения проверки, либо четко установить основания для ее продления, иначе налоговики смогут тянуть время по собственному усмотрению. Другой "сюрприз" депутатов относится к количеству выездных проверок. В прежнем варианте говорилось, что налоговые органы не могут проводить в отношении одного и того же налогоплательщика более двух выездных проверок в год. Однако депутаты разрешили налоговикам увеличивать их число, если на то есть распоряжение руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС). Еще одно разочарование предприниматели испытали, когда узнали,что депутаты исключили из законопроекта положение, согласно которому нарушение сроков проведения проверок может считаться основанием для признания решения налоговиков недействительным. "Новая версия документа не отразила сути наших дискуссий. Лучше вообще не принимать этот закон, так как существующий порядок хотя бы отработан практикой",- резюмировал Шохин. Впрочем, могло быть и хуже. По информации "Бизнеса", обновленный текст законопроекта, завизированный ФНС, содержал еще более жесткие нормы, например, разрешал налоговикам запрашивать информацию у третьих лиц и привлекать их к ответственности. Впрочем, в ходе доработки документа бюджетным комитетом эти положения были исключены. ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА Деловая газета "Бизнес" |