«Траверс авиа» ищет способы дозаправки. Бизнес-авиация претендует на средства инвестфонда
Компания "Траверс авиа", специализирующаяся на бизнес-перевозках, планирует привлечь 12,8 млрд руб. из инвестфонда на создание системы деловой авиации в России. Проект предусматривает совершенствование инфраструктуры, а также разработку нормативно-правовой базы для деловой авиации. Аналитики считают, что рассчитанный на богатых клиентов рынок объемом в $1 млрд способен развивать инфраструктуру и без привлечения госинвестиций.
Как стало известно "Бизнесу", российская авиационно-транспортная "Траверс авиа", специализирующаяся на организации воздушных пассажирских, VIP и грузовых перевозок, инициировала проект создания системы деловой авиации в России и планирует частично финансировать этот проект за счет средств инвестфонда.
Проект предусматривает в период с 2006-го по 2011 год создание условий для развития авиации общего назначения в России. В частности, планируется модернизация и строительство десяти специализированных аэродромов на территории России. Другой составляющей проекта является создание нормативно-правовой базы для эксплуатантов деловой авиации, в частности, касающейся сертификации воздушных судов, оформления прав собственности на них, правил полетов.
Из инвестфонда планируется привлечь 12,8 млрд руб. Частные инвестиции составят 5,4 млрд руб. Предполагается, что до 2016 года за счет реализации программы удастся выплатить в бюджеты всех уровней около 14,5 млрд руб. налогов и заработать 30 млрд руб.
Бизнес деловой авиации получит толчок к развитию, при этом доля услуг, оказываемых в нашей стране отечественными компаниями, приблизится к 50% (сейчас она составляет около 10%). По словам инициаторов, в ближайшее время проект будет рассмотрен экспертным советом Минтранса.
Аналитики уверены в инвестиционной привлекательности проекта. По их оценкам, сегодня рынок деловой авиации в России составляет $1 млрд, а темпы его роста- около 30% в год. По мнению руководителя аналитической службы компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, в случае успеха проект позволит сохранить эти темпы роста.
Как писал "Бизнес", одним из сдерживающих развитие деловой авиации факторов являются импортные пошлины на бизнес-самолеты иностранного производства, составляющие 20% при стоимости судна от $5 млн до $50 млн. Высокие пошлины заставляют владельцев самолетов регистрировать их за рубежом и базировать в европейских аэропортах. Минэкономразвития рассматривает вариант снижения пошлин до 10%, однако ранее чиновники планировали обнулить их. Планировалось, что отмена пошлин коснется самолетов с сухим таможенным весом до 21 т и числом пассажирских кресел не более 19. Этим параметрам отвечают практически все бизнес-самолеты, эксплуатируемые в России, за исключением BBJ ASJ.
Аналитик Rie, Man & Gor Securities Олег Судаков считает, что инвестиции в проект, предложенный "Траверс авиа", существенны и позволят развить российский рынок бизнес-перевозок. Однако, по мнению аналитика, среди критериев МЭРТ помимо экономической привлекательности учитывается также социальная значимость проекта, что едва ли применимо к деловой авиации.
Кроме того, для получения средств инвестфонда необходим сильный лоббистский потенциал.
Согласен с этим и аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев. Он напоминает, что компания "Каскол", реализующая проект авиатакси Dexter, уже подавала заявку на привлечение средств инвестфонда, но не получила финансирования. "Социальная значимость проекта развития бизнес-авиации невысока,- считает Вадим Зуев.- Правительству нужно сосредоточиться на более важных проектах, в частности, реконструкции дорог или аэропортов общего назначения". Что касается бизнес-авиации, рассчитанной на богатого потребителя, подобные проекты, по мнению аналитиков, вполне могут быть профинансированы за счет частных средств.
АННА БАЖИНА
Деловая газета "Бизнес"
|