30.06.2006

Компрадорский вариант. Сильный рубль стимулирует экспорт капитала и импорт товаров, уверен Андрей Черепанов



Премьер-министр Михаил Фрадков говорил недавно о том, что укрепление рубля создает условия для инвестиционной привлекательности импорта технологического оборудования. По сути, он повторил аргумент тех, кто уже несколько лет кряду занимается "курсовым оскоплением" отечественной экономики. В середине 2002 года пришедшие к руководству в ЦБ выходцы из Минфина свернули проводимую их предшественниками политику медленного роста доллара на внутреннем рынке. Начав с фактической фиксации курса, они в январе 2003 года перешли к стратегии обесценения иностранной валюты. Доллар упал с 31,8 рубля до 27 рублей, или на 15%. Понижательный курсовой тренд, подкрепленный высокой доходностью инвестиций во внутренний госдолг, породил большой спрос на облигации российского правительства. Рыночные котировки бумаг пошли вверх, и счастливые обладатели дара предугадывать динамику рынка увеличили капитал в два с лишним раза.


Но за тот же период было полностью растрачено конкурентное преимущество отечественных товаров перед импортными аналогами, заложенное в 1998 году. Из-за дешевизны доллара и общего повышения цен потребительского рынка средняя доходность продажи в России импортных товаров стала в целых 1,7 раза выше, в результате за последние четыре года импорт удвоился, отбирая потенциал роста у национального ВВП.

Курсовые потери ЦБ от обесценения купленной им валюты превысили 500 млрд рублей, что здорово сократило его отчисления в бюджет. В дополнение федеральная казна недополучила солидных сумм экспортных пошлин и налогов. Если бы курс иностранной валюты не падал, прирост обязательных платежей предприятий с выручки составил бы к сегодняшнему дню 1,5-2 трлн рублей.

Искусственно завышенная рентабельность импорта послужила безотказным катализатором инфляции: когда процесс производства отечественных товаров приостанавливается, национальная валюта не задействуется в его обслуживании и становится избыточной. Таким образом, у политики падающего доллара сплошные "неуды".

Компенсирует ли их растущая доступность импортного оборудования? Предположим, российское предприятие в начале июля 2005 года продавало на внутреннем рынке свою продукцию с прибылью в 20%. То есть при производственных затратах на единицу продукции в 100 рублей выручка составляла 120 рублей. За ту же цену продавался импортный аналог. Но рост потребительских цен в России за год составил почти 9%, то есть до 109 рублей выросла себестоимость продукции. Значит, при прежней цене прибыль товаропроизводителя сократилась в два раза. Между тем снижение доллара с 28,6 рубля до 27 рублей позволило импортеру продавать свой товар уже за 113 рублей, а не за 120, как год назад. Такую же цену было вынуждено установить и наше предприятие. Соответственно, его прибыль упала до смешных 4%. И закупка импортного оборудования не спасает положения.

Стратегия "постепенного укрепления рубля" умерщвляет реальную экономику России. Шанс выжить предоставляется лишь четырем группам товаропроизводителей. Это, во-первых, монополисты (РАО ЕЭС, "Газпром" и др.), способные повышать цены без риска проиграть конкурентам. Во-вторых, предприятия, имеющие налоговые и прочие льготы или защищенные таможенными барьерами. В-третьих, те, кто не увеличивает соизмеримо инфляции зарплаты работникам и платежи контрагентам. И наконец, это производства с минимальной прибавочной стоимостью, работающие на иностранных комплектующих, фактически – те же импортеры.

В таких условиях наивно ждать производственных инвестиций. И самый большой вред им приносит именно заявленная "постепенность" роста рубля. Глупо сегодня покупать даже недорогое технологическое оборудование за рубежом, ведь завтра конкуренты смогут купить его еще дешевле. Впрочем, кому в принципе захочется лезть со своими деньгами в страну с дискриминационной курсовой политикой, чтобы потом гарантированно получать убытки?! Зато такая политика делает крайне доходным экспорт капиталов из России. Покупая дешевые доллары, российские бизнесмены с удовольствием инвестируют их туда, где власть не оказывает такой поддержки импорту. Там повышается занятость населения и строятся заводы. А уже потом выпускаемая на них продукция может поставляться с большим барышом в родную Россию, добивая ее собственную экономику.

АНДРЕЙ ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Международной московской валютной ассоциации

Законодательство для соотечества
Русские за рубежом должны иметь выбор – возвращаться или быть частью Большой России, считает адвокат Лев Бардин
Хотелось бы поделиться соображениями по поводу публикации "Невозвращение соотечественников" ("Мнения и комментарии" от 28 июня). Указ президента и программа возвращения соотечественников должны привлечь внимание к практике применения федерального закона от 24 мая 1999 года "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом". Многие нормы закона носят декларативный характер и фактически не реализованы. Так, предусмотренный в нем механизм выдачи свидетельств соотечественника за рубежом до сих пор не запущен. С другой стороны, в выступлениях различного уровня упоминается слово "диаспора", но ни в этом законе, ни в иных правовых актах этого понятия пока нет.

Год назад комитет Совета федерации по делам СНГ принял решение создать рабочую группу для подготовки изменений и дополнений в закон. Я имел честь ее возглавить. В результате был подготовлен законопроект, который неоднократно обсуждался и по решению комитета был направлен в правительственную комиссию по работе с соотечественниками. Идея законопроекта заключается в том, что каждому российскому соотечественнику должно быть предоставлено право выбора – оставаться за рубежом и иметь реальную поддержку со стороны России либо возвратиться на историческую родину при не менее реальной поддержке государства.

Для этого должна наконец заработать система выдачи свидетельства соотечественника, позволяющего пересекать границу России, находиться и перемещаться по ее территории наравне с гражданами России. Соотечественники, проживающие за рубежом, должны иметь по-настоящему преимущественное право на получение гражданства России. Не менее важной представляется норма, в соответствии с которой дискриминация российских соотечественников, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики России в отношении государства, ее допускающего. Должен быть четкий механизм предоставления соотечественникам преимущественного права при поступлении в российские учебные заведения.

В случае принятия законопроекта заработает и закон о соотечественниках, а защита соотечественников наконец-то перестанет быть декларативной. И тогда не будет необходимости противопоставлять идею возвращения соотечественников идее Большой России, как это делается в статье. Обе идеи имеют право на существование. Надо дать каждому право выбора.

Что касается программы возвращения соотечественников, то указ президента – только первый шаг в регулировании этого процесса. Не откладывая, необходимо разработать и принять специальный закон "О репатриации", а также внести изменения в законы "О гражданстве", "О правовом положении иностранных граждан", "О порядке выезда и въезда" и в Налоговый кодекс. Не менее важным может стать принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ специальной конвенции о соотечественниках.

ЛЕВ БАРДИН, адвокат, член правления Ассоциации юристов России



КоммерсантЪ