05.07.2006

Потребительский контрафакт. Федеральная таможенная служба продолжает атаку на контрафактные товары



Для борьбы с подделками таможенники предлагают использовать опыт стран Европы и ввести ответственность не только для производителей нелегальной продукции, но и для ее приобретателей. Эксперты идею ФТС называют вполне логичной, но опасаются, что в случае ее реализации правоохранительные органы будут чаще ловить плохо информированных покупателей, а не производителей контрафакта.

Как заявил на конференции, организованной "ОПОРОЙ России", начальник отдела по защите интеллектуальной собственности ФТС Сергей Шурыгин, российское административное и уголовное законодательство в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности следует ужесточить в отношении потребителей контрафактной продукции.

По его словам, высокий потребительский спрос стимулирует производство поддельных товаров. В качестве примера Шурыгин привел вещевые рынки, насыщенные контрафактными компакт-дисками, парфюмерией, спортивной одеждой и обувью. Предложения о введении ответственности покупателя Шурыгин обосновал опытом Италии и Франции, где действует закон об ответственности покупателя за приобретение контрафакта. Согласно ему, покупка товара, подделанного под всемирно известные торговые марки, наказывается штрафом в 5-10 тыс. евро. А провоз контрафакта через французскую таможню частным лицом может привести не только к штрафу и конфискации товара, но и тюремному заключению на три года. "Но вводить уголовную ответственность за покупку контрафактного товара нецелесообразно,- уточнил "Бизнесу" Шурыгин.- Речь идет об административном наказании, например, дополнении Кодекса об административных нарушениях (КоАП) новой главой".

В последнее время ФТС явно активизировала борьбу с поддельными товарами и нарушением прав интеллектуальной собственности. Как уже сообщал "Бизнес" в номере от 28 июня, таможенники готовят поправки, наделяющие таможенные органы правом по собственному усмотрению, то есть ex officio, приостанавливать выпуск товара в свободное обращение при сомнении в его законном происхождении. Если поправки, которые уже этой осенью поступят на рассмотрение Госдумы, вступят в силу, таможенники получат практически неограниченные права арестовывать подозрительные партии товаров, проводить их экспертизу, а также инициировать судебные иски к импортерам.

"Контрафакт является одним из наиболее спорных моментов на переговорах по присоединению России к ВТО",- говорит начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Минэкономразвития Наталья Ларионова. По ее словам, высокая концентрация производства поддельной продукции приходится на сферы аудио- и видеотоваров. А по данным председателя совета директоров концерна "Группа Союз" Александра Менна, по итогам 2005 года, доля контрафакта на рынке музыкальной и видеопродукции составила 90%, а легальной - всего 10%. Правда, в 2006 году доля легальной продукции увеличилась вдвое, добавил Менн. Благополучнее дела обстоят в сегменте продовольственных, промышленных и лекарственных товаров.

По словам управляющего по защите торговых марок ООО "Найк" Константина Райнота, 80-90% потребителей, приобретающих спортивную одежду и обувь, сознательно покупают контрафактную продукцию. Но предложения ФТС он называет преждевременными. По словам Райнота, даже при хорошей информированности о том, кем и где был произведен товар, уровень сознательности граждан пока не настолько высок.

По мнению юристов, правоохранительным органам будет очень трудно доказать, что покупатель намеренно купил контрафактный товар. "Даже на Митинском рынке и на "Горбушке" работают точки организованной торговли",- напоминает управляющий партнер компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. "Низкая цена - не всегда показатель того, что товар является контрафактным",- соглашается юрист коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Алина Топорнина. "Потребителя надо сначала обучить распознавать контрафакт,- признает Шурыгин.- И если он затем приобретает его намеренно, тогда нужно вводить ответственность".

АРИНА ШАРИПОВА

Деловая газета "Бизнес"