Темпы автоинфляции - 4% в год. Неделю назад цены на автомобили Toyota увеличились на 1-4% в зависимости от моделиВ этом нет ничего необычного. Цены на новые иномарки поступательно растут независимо от моделей. Аналитики и участники рынка связывают такую тенденцию с постоянным ростом спроса на модели прежде всего эконом-класса: даже если цена увеличится на несколько сотен долларов, их все равно будут покупать. Аналогичная картина и в более высоких сегментах: увеличение цены, скажем, на $1 тыс. не влияет на продажи автомобиля класса Toyota Camry. Наиболее популярные модели в сегменте до $20 тыс. дорожают в среднем на 4% в год, отмечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Однако увеличение цены индивидуально для каждой конкретной модели. "Наибольшее повышение цены наблюдается на автомобили, за которыми действительно стоят очереди, цель повышения - сбалансировать спрос и предложение",- говорит аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. Исключением из этого правила является Ford Focus. По мнению Шаго, Ford, несмотря на полугодовые очереди, с повышением цен не торопится, так как надеется в ближайшее время существенно расширить производство. Впрочем, с июня этого года в наиболее популярных комплектациях цена Focus выросла на $340, но базовая цена осталась прежней - $11 720. Аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова считает, что если в целом брать изменения цен за год на автомобили среднего ценового класса, то они отражают спрос на машину. "Так, Toyota и Hyundai, занимающие лидирующие позиции по продажам, увеличили цены на больший процент,- говорит аналитик.- А вот на Daewoo Nexia, несколько утратившей свои позиции, наоборот, цены снизились". Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын соглашается, что цены растут, потому что в России спрос на эти модели растет гигантскими темпами. Это подтверждается и увеличением импортируемых в Россию новых иномарок, доля которых увеличивается по отношению к российским и "старым" машинам. "Спрос в ценовом сегменте от $12 тыс. до $17 тыс. существенно вырос, и ответом производителей стало повышение цены",- говорит Евгений Шаго. Однако существуют и объективные причины ценообразования. Так в пятницу о повышении цен на автомобили модельного рядаToyota и Lexus, объявило ООО "Тойота мотор". К примеру, на автомобили Corolla, выпущенные в июле 2006 года, рост составит 0,9-1,1%, а на другие модели- до 4%. В пресс-службе "Тойота мотор" отмечают, что данная мера вызвана необходимостью компенсировать издержки, связанные с ростом курса рубля по отношению к доллару, а также повышением цен на энергоносители и металлы. Александр Агибалов из AG Capital отмечает, что рост цен может быть связан, помимо всего прочего, и с увеличением расходов компаний-импортеров. В последние месяцы российские власти последовательно проводят политику ужесточения таможенного режима. Кроме того, дорожает фрахт, растут и другие расходы: например, на 30% в год увеличивается цена телерекламы. Еще один фактор, который может подтолкнуть розничные цены вверх,- пересмотр отпускной цены на заводе. Агибалов предполагает, что увеличение цены на Ford Focus было связано как раз с увеличением издержек на самом заводе. "Основная причина повышения цен, как объявляют сами импортеры, связана с ростом затрат и издержек в России",- добавляет он, отмечая, что рост стоимости автомобиля может быть также связан с повышением цен на комплектующие. Аналитик уверен, что тенденция снижения стоимости автомобилей носит сезонный характер. "Обычно летом происходит некоторое снижение цен в связи с традиционным уменьшением спроса в этот период",- говорит собеседник "Бизнеса". В целом с февраля 2004 года прослеживается тенденция повышения цен на автомобили. Однако повышения минимальные и не опережают инфляцию, отмечает Евгений Шаго. По его словам, самое серьезное повышение цены на 20% для Hyundai Accent укладывается в уровень инфляции, которая за два года составила около 20%. "Если учитывать рост цен на металлопрокат, энергию, топливо, основные затраты на производство автомобиля, то рост себестоимости должен быть еще выше",- говорит Евгений Шаго. Аналитик прогнозирует, что и в дальнейшем рост цен не будет опережать инфляцию. Это возможно за счет того, что рынок высококонкурентный, и выставлять запредельные цены нецелесообразно. Он приводит в пример случай, когда Volkswagen выставил на автомобиль Shkoda Octavia неоправданно высокие цены, в результате чего продажи машины моментально упали почти до нуля. Однако этот пример многому научил рынок. Теперь, если производитель повышает цены, значит, он уверен в том, что это никак не отразиться на объемах продаж, считает Александр Агибалов. ОЛЬГА САМОФАЛОВА Деловая газета "Бизнес" |