05.07.2006

Путин выступил в ВТО



Россия откажется выполнять обязательства, которые она взяла на себя в рамках подготовки ко вступлению в ВТО, если США не пропустят ее в эту организацию, – пригрозил президент Владимир Путин накануне встречи «большой восьмерки».

За один день президент России Владимир Путин сделал сразу два категорических заявления. Сначала он высказал уверенное предположение, что США подпишут протокол о присоединении России к ВТО до июльского саммита G8 в Петербурге. И добродушно отметил «не совсем взвешенную позицию американских переговорщиков в данном вопросе». А несколько часов спустя в резкой форме объявил, что если Россия не договорится с США о вступлении в ВТО, то снимет с себя все обязательства в отношении этой организации. «Если нам по каким-то причинам не удастся достичь договоренности, то мы снимем с себя обязательства, которые мы не только приняли, но и, еще не вступив в организацию, уже выполняем», – сказал президент на встрече с представителями Международной торговой палаты во вторник.

США – последняя страна–участница Всемирной торговой организации, с которой Россия еще не согласовала условия своего вступления. Причем за последние годы список претензий американцев практически не сокращается.

Одна из основных – положение дел с защитой авторских прав в России. По подсчетам американских экспертов, из-за нелегального копирования в России аудио- и видеопродукции и программного обеспечения США теряют ежегодно порядка $17 млрд. Не нравятся американцам и квоты на ввоз в Россию птицы, свинины и говядины, между тем Россия намерена сохранить их и после вступления в ВТО. Ряд условий наши переговорщики считают и вовсе неприемлемыми. Например, требование разрешить открывать в России филиалы иностранных банков и страховых организаций.

В марте 2006 года Путин открыто обвинил США в том, что они искусственно возвращают Россию назад в переговорах о вступлении в ВТО, требуя от российских чиновников вновь и вновь согласовывать ранее решенные вопросы. При этом президент дал понять, что Россия не намерена идти на односторонние уступки и вступит в ВТО лишь в том случае, если этот шаг будет устраивать всех участников процесса.

Между тем очевидно, что дискуссия с США по поводу ВТО давно уже перешла из экономической плоскости в политическую. Как сообщило агентство AFP, уже через неделю после мартовского заявления Путина глава сенатского большинства США республиканец Билл Фрист заявил, что точка зрения сенаторов на вступление России в ВТО зависит как от ее экономических успехов, так и от позиции по ядерной программе Ирана. Также критике со стороны Билла Фриста подвергся закон о неправительственных организациях, недавно принятый в России. А в целом США не возражают против вступления России в ВТО, сказал Фрист.

Впрочем, США не исключают, что двусторонние переговоры с Россией по условиям ее вступления в ВТО успеют завершиться до июльского саммита G8. Подгоняет их и мнение европейской и американской прессы, в последние месяцы называющей отношение к России «откровенной дискриминацией». «Мы все еще стараемся, – оправдывалась на днях представитель США на торговых переговорах посол Сюзан Шваб. – Диалог идет постоянно». Тем не менее в первую очередь американские переговорщики успокаивают свое начальство, уверяя, что «будут решительно отстаивать условия, приемлемые для конгрессменов и избирателей».

Помощник президента Сергей Приходько отнесся к перспективе завершения переговоров до начала самита почти равнодушно. «Мы надеемся, что это произойдет до «восьмерки», а если нет, продолжим работу после нее. Мы бы этого очень желали, но в каждом процессе есть два партнера», – сообщил он во вторник. В то же время на встрече с представителями Международной торговой палаты президент России выражался намного резче: «РФ пока не является членом ВТО и ведет переговоры, и единственной страной, с которой пока не договорились, являются США». «При этом условия функционирования российской экономики являются намного более открытыми и либеральными, чем во многих странах, которые являются членами ВТО».

Он напомнил, что «в части сельскохозяйственного производства РФ не оказывает никакой поддержки экспорту российских сельхозпродуктов, в отличие от многих других стран. Для нас эта проблема не очень актуальна, решить эту проблему для нас не составляет никакого труда – субсидии у нас равны нулю».

При этом Путин отметил, что «политика, которую проводят другие страны, не способствует выравниванию экономического развития», и пообещал донести свои предложения по решению этого вопроса до тех стран, которые спорят о субсидиях в сельском хозяйстве внутри ВТО. «Мы не имеем возможности влиять на ход переговоров Дохийского раунда в Женеве, так как не являемся членом организации, но нет проблемы, чтобы довести эту информацию до коллег в Санкт-Петербурге», – пообещал президент. Возможно, что таким образом он выразил солидарность с позицией двадцати развивающихся стран во главе с Китаем, Индией и Бразилией, которые безуспешно требуют от развитых стран открыть свои рынки.

Впрочем, от каких обязательств пообещал отказаться Владимир Путин, если США не пустят Росию в ВТО, не вполне понятно. Все изменения в российском законодательстве, которые за десять лет были приняты в процессе подготовки ко вступлению в ВТО, прошли долгий процесс согласования в правительстве и Думе, и отменить их мгновенно невозможно.

Соглашения о доступе на рынки, достигнутые с каждой отдельной страной–участницей ВТО, еще не вступили в силу и начнут действовать одновременно, когда Россия станет членом Всемирной торговой организации.

Тем не менее руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что доля реальной угрозы в высказывании президента есть: «Обязательства, о которых говорил Путин, это отказ от политики протекционизма. В настоящее время, когда мы, например, повышаем пошлины, мы делаем это селективно, мотивированно и, как правило, в рамках аналогичных действий стран–участниц ВТО. Путин же пригрозил, что мы прекратим либеральное отношение к тарифной и таможенной политике».

Но не исключено, что в первую очередь президент имел в виду политические договоренности, а не экономические. Возможно, за пропуск в ВТО Россия согласится сделать уступки по интересующим США вопросам. //Соня Климюк

Газета.RU