Валерий Покорняк: Сети несут угрозу для мелких торговцев
"Сети ведут некорректную политику по отношению к производителям и несут угрозу для мелких торговцев",- утверждает Валерий Покорняк, по франшизе развивающий бизнес "Пятерочки" в Алтайском крае и республике Алтай. Этот уникальный ритейлер предлагает наложить ограничения на развитие продовольственных сетей. Возможно, все дело в том, что основной бизнес Покорняка- макаронный, он генеральный директор и основной совладелец фирмы "Алтан", второй компании на своем рынке. Но помимо рынка макарон Покорняк постоянно открывает для себя новые виды бизнеса. Сегодня он занимается также сетевой торговлей, гостиничным бизнесом и собирается выходить на новый для себя рынок замороженной хлебной продукции. О том, что заставило его выйти на эти рынки и почему макаронный бизнес принес ему в прошлом году убытки, Валерий Покорняк рассказал корреспонденту "Бизнеса" Владимиру Равинскому.
- Насколько выгодно сейчас заниматься макаронным бизнесом в России?
- Рынок низкомаржинальный.
У нас сырье занимает 68% стоимости продукта, а цены на зерно часто прыгают то вверх, то вниз.
Чтобы у нас не было этих прыжков, мы закупаем зерно достаточно дорого. Потом на рынке очень много игроков, занимающихся макаронами из мягкой пшеницы. А цены на зерно мягких сортов тоже прыгают: например, в прошлом году цены на муку были очень низкими.
Сам же вход в макаронную промышленность достаточно несложный. Есть очень простые и недорогие линии, муки на рынке очень много.
- В этом году Минсельхоз планирует начать зерновые интервенции уже с середины июля. Что вы об этом думаете?
- Совершенно верное решение, интервенции нужно проводить раньше. Их смысл в том, чтобы выровнять цены на зерно в течение сезона. Поэтому лучше раньше выйти на рынок, а уйти с него можно всегда. Так делает Центральный банк по отношению к валюте.
На зерновом рынке действует то же самое: государство выходит на рынок, спекулянты сразу тихо замирают, после чего государство само может закупить зерно дороже. Если рынок в итоге "наклонит" хозяйства и сельхозпроизводителей "вниз", они просто будут разоряться. В любых европейских странах, где продукция из зерна занимает серьезную долю потребления, государство не может быть безучастным.
"Мы уже вывели Granmulino на федеральный уровень" - Какова доля "Алтана" на рынке макарон?
- По рынку фасованных макарон группы А (макароны из твердых сортов пшеницы) мы можем говорить о 9%. Но в некоторых городах мы отрываемся от ближайших конкурентов в полтора-два раза, а в Новосибирске и Томске других макарон практически нет.
Рынок сейчас в достаточной степени стабилен, тенденции и основные игроки те же, процесс консолидации по большому счету не идет. К этой идее подходил "Агрос", но почему-то отошел от нее.
Покупательская способность та же, идет вялотекущее изменение покупательского спроса в сторону дорогих и качественных макарон. Потребитель уже различает макароны, изготовленные из твердых и мягких сортов пшеницы. Но все равно лидер остается лидером: пока первое место удерживает "Макфа", а за Уралом - по Сибири и Дальнему Востоку - "Алтан". Свою нишу занимают и макароны эконом-класса, они стали нормально упаковываться. Вытесняются совершенно плохие макароны, продукция становится более качественной. Мы в свою очередь начали делать необычные макароны с добавками - Granmulino Naturale.
- Когда Granmulino сможет выйти на федеральный уровень?
- Мы уже вывели его на федеральный уровень. Люди считают, что если тебя нет в Москве, ты не федеральный брэнд.
И наоборот: если ты распространен только в Москве, значит, ты - федеральный брэнд. Это не так. Федеральный брэнд - это некий охват. Если мы продаем Granmulino в 50 регионах страны, присутствуем в 24,5 тыс.
магазинов, это региональный брэнд? ВМоскве нас практически нет, за исключением "Рамстора" и нескольких десятков несетевых магазинов, куда мы недавно вошли, но назвать "Алтан" региональным игроком нельзя.
- Каковы размеры рекламных бюджетов производителей макарон?
- В год нам приходится тратить на рекламу около $1 млн.
Я думаю, $3-5 млн тратит "Макфа", около $3 млн - "Агрос". А суммарный рекламный бюджет может составить около $15 млн, чего явно недостаточно для продвижения культуры потребления макарон в целом. Сейчас потребление невысоко. В Италии на душу населения в среднем приходится 33 кг макарон в год, на юге - 48 кг. А у нас это всего 5 кг. К тому же у макарон есть мощный конкурент - картошка, и ее наши граждане потребляют около 100 кг в год.
Чтобы изменить эту ситуацию, нужны транснациональные игроки, такие, как Barilla и Di Checo, нужна серьезная реклама, сопоставимая с рекламой пива.
- Год назад вы отказались от аутсорсинга по длинным макаронам. Каковы результаты за год? Как удалось сократить издержки?
- Раньше мы производили макароны по аутсорсингу на Белгородской и Новосибирской макаронных фабриках. Производить макароны у нас, конечно, выгоднее: раньше мы везли туда макаронную крупку, изготовленную в Поспелихе (Алтайский край), потому что подходящей по качеству и по цене на местах мы найти не могли.
Потом изготовленные спагетти нужно было снова вернуть на консолидированный склад в Поспелихе: дистрибутор не берет только спагетти, ему нужен полный ассортимент - и длинные, и короткие макароны.
Если брать в расчет еще и то, что в этом году подорожали услуги по транспортировке на железной дороге, мы можем говорить о сокращении издержек на 15-17%. В этом году мы установили линию по производству длинных макарон, она может производить 1100 тонн в месяц, и теперь мы сами предлагаем свои услуги по аутсорсингу. В частности, предложили их "Алмаку" (г. Барнаул), "Алейке" (г. Алейск) и "Мельнику" (г. Рубцовск). В этом году поставлена задача загрузить линию на 30%, в следующем году - на 45-50%.
- В прошлом году вы принимали решение об обмене мощностями с "Агросом".
"Агрос" собирался использовать ваши мощности в Поспелихе, а вы - мощности московского и петербургского заводов "Агроса". Чем закончилась эта история?
- Ничего не получилось. Первая причина - чисто техническая. На макаронных линиях устанавливается матрица для получения различных форм, а у нас они не совпадали. Нужно было покупать новую матрицу или переходить в их ассортимент. Во-вторых, мы могли производить макароны только группы B (из мягких сортов пшеницы). Московская фабрика "Экстра М" не делает макароны из твердых сортов пшеницы, правда, честно признается в этом на упаковке- это редкий случай. В Петербурге мы тоже не добились бы должного качества для макарон Granmulino.
Оставалось производить недорогие макароны - "Семейныйгарнир". Но в 2005 году мука обвалилась в цене, а когда цена падает, игроков в эконом-классе макарон появляется очень много. Поэтому затевать этот проект оказалось экономически невыгодно. "Агрос" тоже хотел делать у нас определенный объем и отгружать его на Дальний Восток.
Но их планы почему-то тоже изменились. В "Агросе" всегда происходят какие-то перемены, мы за ними не успеваем.
"Планируем открыть около 100 магазинов в течение трех-четырех лет" - Как продвигается проект по производству замороженной продукции?
- Мы собирались вложить 12 млн евро в завод в Подмосковье без учета стоимости участка. Но сейчас мы решили немного сменить акцент, хотя предложения регулярно поступают, в том числе от мэров городов, расположенных около Москвы. Стоимость земли растет на глазах, наши партнеры- иностранные компании - посчитали, что риски слишком велики. Но мы решили не отказываться от этого проекта и запустить его у себя в Поспелихе в "урезанном" виде. Для этой технологии нужна качественная мука, а мукаGranmulino идеально подходит для производства замороженных продуктов. С весны мы ездим по Греции, Италии и Испании, поглядываем на Францию, где хорошо поставлены проекты по замороженной продукции. Контракт на изготовление технологической линии будет заключен в этом году, на ее изготовление уйдет от четырех до шести месяцев. С ассортиментом мы уже определились: в любом случае это будет слоеное тесто и хлеб и, возможно, пицца и печенье. Сперва будет происходить процесс замеса теста, затем процесс выпечки, а потом уже процесс заморозки - шоковой (минус 22-25 градусов) или обычной (минус 6-8 градусов). После замороженная продукция развозится по местам продажи и там разогревается. На сегодня этот проект обойдется нам не более чем в 5 млн евро, а к весне-началу лета следующего года мы уже можем получить готовую продукцию с новых линий.
- Как и где будете продавать новую продукцию?
- Мировая практика показывает, что логистическое плечо такой продукции составляет не более 1000 км, поэтому будем распространять ее по Сибири.
Там мы полностью отработаем технологию и ассортимент исходя из предпочтений покупателей. У нас будет фирменная продажа, то есть эту продукцию мы будем продавать не через дистрибуторов, а сами под своим новым "итальянским" брэндом.
- Раньше вы говорили, что будете продавать "заморозку" и в HoReCa.
- В цивилизованных европейских странах люди привыкли получать к завтраку свой вкусный горячий круассан. И в большинстве случаев это замороженный круассан, разогретый в месте продажи.
Конечно, в Москве необходимо занимать этот рынок. Но пока мы будем продавать новую продукцию через специальные отделы в своих фирменных магазинах.
- Это будет "Пятерочка" в Барнауле?
- Да, но если выход на технологию заморозки хлеба пройдет успешно, ее можно расширять и далее. Сейчас мы делаем пилотный проект на мини-заводе в Барнауле площадью 450 кв. м и мощностью до 3 тонн в сутки, запустим его уже к сентябрю.
До 50% всего ассортимента, который будет производиться на большом заводе, мы опробуем уже сейчас, чтобы на собственном опыте правильно отобрать виды продукции. Параллельно будет идти окончательное утверждение технологии на большом заводе. На пилотный запуск мы потратим примерно 500-700 тыс. евро. Мы пошли на это для того, чтобы отработать технологию. С осени в каждой барнаульской "Пятерочке" будет собственный отдел с выпечкой. Это концепция, которой наша "Пятерочка" будет выгодно отличаться от других барнаульских супермаркетов. К тому же у нас будет много продукции под приват-лэйблами: маржинальный доход от такой продукции может быть выше в полтора раза.
- Как развивается проект с "Пятерочкой"?
- У нас есть четкий бизнесплан на открытие 30 магазинов в течение двух лет, совокупные вложения составят почти $38 млн, в основном это реинвестиции, в большинстве случаев мы арендуем площади. Всего планируется вложить около $100 млн и открыть около 100 магазинов в течение трех-четырех лет.
В этом году мы открыли четыре магазина, и еще 16-17 магазинов будет открыто до 1 декабря. Причем, как только обладатель франшизы (компания "Регион", одним из учредителей которой является Валерий Покорняк.- "Бизнес") выходит на момент самоокупаемости - как правило, это около 2,5 года,- "Пятерочка" выкупает у нас 26% акций по рыночной стоимости.
- "Алтан" в прошлом году понес убыткив размере $700 тыс. С чем это связано?
- Мы продолжаем экспансию в сети, а это очень дорогое удовольствие. Вход в "Пятерочку" в Петербурге обошелся нам в прошлом году в $97 тыс. И это только нахождение в одной сети одного города! Кроме того, мы зашли в "Рамстор" в Москве и в крупные региональные сети. Есть очень крупные сети в Саратове, Самаре, Волгограде, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, насчитывающие 30, 40, 60, 70 магазинов разного формата, включая супермаркеты пошаговой доступности и гипермаркеты. Региональные сети быстро растут, и мы тоже туда входим.
Также некие затраты потребовала установка новой макаронной линии, были и затраты для выхода на рынок муки, а он обвалился, и в итоге мы на него не вышли. Но в целом если компания тратит большие деньги на продвижение и может получить какой-то убыток, это нормальное явление.
- Но ведь теперь вы и сами можете почувствовать себя одним из сетевиков.
- Нельзя так "обирать" производителя. Как обладателю франшизы мне, конечно, тоже было бы выгодно брать с производителей больше, но наши входные бонусы гораздо ниже, они не так сильно травмируют производителей. К сожалению, сети ведут некорректную политику по отношению к производителям. В европейских странах очень жесткое отношение к сетям: четко регламентировано, как их размещать, на каком расстоянии, когда им работать и т.
д. Сети несут "опасность" для мелких торговцев - с появлением сети всем вокруг можно закрываться, а это означает сокращение рабочих мест. Все ценовые войны тоже перекладываются на производителей. Поэтому к российским сетям вполне могут быть приняты какиенибудь жесткие законодательные меры, как это было в 1960-1970-х годах в Европе.
И поэтому я бы предложил им стать хотя бы менее агрессивными по отношению к производителям, чтобы этого не произошло.
- Помимо макаронного бизнеса вы занялись теперь и гостиничным. Как продвигаются дела с отелем в центре Барнаула?
- Для меня это еще один интересный вид бизнеса. По всей стране приличных трех-, четырехзвездочных отелей в принципе нет. Это либо отели класса люкс (пятизвездочные), либо слегка отремонтированные старые гостиницы. Мы же построили хороший четырехзвездочный отель "Улитка", цены на проживание в нем колеблются от $40 до $120 за сутки. Отель построен в 50 м от городской мэрии на месте особняка, в котором находился наш старый офис. Окупаемость проекта составит пятьшесть лет, что нормально для отеля такого класса.
Деловая газета "Бизнес"
|