Куда бегут франчайзи. После объединения турагентских сетей "Куда.ru" и "Магазина горящих путевок" у обеих компаний возникли проблемы с франчайзиПосле объединения турагентских сетей "Куда.ru" и "Магазина горящих путевок" (МГП) у обеих компаний возникли проблемы с франчайзи. Отток партнеров из "Куда.ru" перекинулся на МГП: на днях из состава сети вышли 11 агентств в Петербурге. Тем временем бывшие франчайзи "Куда.ru" образовали сеть турагентств "Мастер отдыха", которая выходит на рынок 1 августа. Не исключено, что в отдельную сеть объединятся и экс-франчайзи МГП в Петербурге. МГП без Петербурга Слияние двух крупнейших игроков на турагентском рынке, сетей "Куда.ru" и "Магазина горящих путевок" (МГП), привело к неожиданным последствиям. В начале "Куда.ru" повысила ставку роялти для своих франчайзи с $10 тыс. до $20 тыс. в год, что вызвало выход из состава сети 14 столичных турагентств (об этом "Бизнес" писал 7 июля). А на днях от сотрудничества с сетью "Магазин горящих путевок" отказались 11 петербургских турагентств корпорации "Топ юнион - Союз лучших". 30 июня гендиректор "Топ юнион - Союз лучших" Андрей Шибаев уведомил МГП "об отсутствии с его стороны коммерческого интереса для продолжения сотрудничества" и вышел из числа партнеров сети, говорится в письме, которое на днях МГП разослала туроператорам (ее копия есть в распоряжении "Бизнеса"). В письме также сказано, что МГП с 3 июля приостановило работу со всеми своими офисами в Петербурге до выяснения обстоятельств. Руководитель департамента франчайзинга МГП Владимир Кулешов отказался от комментариев. Не удалось связаться и с Андреем Шибаевым. Всему виной неопределенность, возникшая после покупки МГП "Куда.ru", утверждает источник "Бизнеса", близкий к МГП. По его словам, многое в политике сети зависело от стиля управления и личного авторитета ее основателя Андрея Озолиня. "Теперь его фактически отстранили от управления (Озолинь находится в отпуске, связаться с ним вчера не удалось.- "Бизнес"). Оставшиеся руководители и партнеры МГП не знают, чего ожидать от новых владельцев. Плюс ситуацию подхлестнуло внезапное удвоение роялти от "Куда.ru". Андрею Шибаеву, привыкшему работать с Озолинем, стало страшно за свой бизнес. Скорее, он создаст на базе своих агентств новую сеть",- полагает собеседник "Бизнеса". У"Куда.ru" нет офисов в Петербурге, поэтому группа на неопределенный период лишится петербургского рынка сбыта, констатирует собеседник "Бизнеса". По его оценке, Петербург приносил сети до 20% выручки (по оценкам самой компании, в 2005 году ее оборот составил $110 млн). Петербургские туроператоры не видят в возможном уходе МГП с местного рынка катастрофы. "Мы продавали свой продукт через МГП. Однако у нас есть собственная сеть агентств "Центр горящих путевок" - объем продаж перераспределится в сторону нашей сети. К тому же на рынке останутся сами агентства - они наверняка сохранят свой бизнес",- считает коммерческий директор петербургского туроператора "Ривьера" Татьяна Тапунова. Уйти, чтобы объединиться Тем временем на базе 14 бывших франчайзи "Куда.ru" несколько недель назад была образована новая франчайзинговая сеть турагентств "Мастер отдыха", которую возглавил бывший директор по франчайзингу "Куда.ru" Александр Лазарев. По его словам, сеть откроется 1 августа. На сегодняшний день в нее вошли 22 агентства (17 - в Москве, остальные из Твери, Екатеринбурга, Самары и ряда других городов). "Причиной моего ухода из "Куда.ru", как и исхода франчайзи, стало резкое изменение франчайзинговой политики "Куда.ru" и ориентация на собственные офисы. Наша сеть станет на 100% франчайзинговой. Контролировать ее будет управляющая компания, которую я и возглавил",- пояснил Лазарев. Годовой размер роялти в новой сети составит от $9,6 тыс. до $2,4 тыс. (для московских и региональных офисов соответственно). "К следующему летнему сезону мы рассчитываем открыть 150 офисов. Сегодняшняя динамика роста сети это позволяет",- уточнил Лазарев. Объем инвестиций в новую сеть Лазарев не разглашает, объяснив это тем, что сейчас партнеры ищут инвесторов. В самой "Куда.ru" и на рынке к планам Лазарева относятся скептически. "Мы не считаем эту сеть серьезным конкурентом: 22 офиса - это несерьезно",- заявил "Бизнесу" гендиректор "Куда.ru" Сельчук Бугай. Независимые франчайзинговые сети редко бывают действительно эффективными, управлять такой сетью трудно, когда нет поддержки в лице сильного туроператора или инвестора",- считает коммерческий директор туроператораMegapolus Ксения Рекшинская. МАРИЯ ПЛИС Деловая газета "Бизнес" |