18.07.2006

Купить КамАЗ - проблема. На рынке грузовых автомобилей наблюдается не меньший дефицит машин, чем на легковом рынке



Спрос на самые популярные машины - КамАЗ- резко превышает предложение, и в дилерских центрах выстроилась очередь до двух месяцев. На другие грузовики - в частности, белорусский МАЗ- очереди еще больше, и срок поставки в заключенных контрактах определен зимой. КамАЗ уже увеличил производство в этом году с 3 тыс. до 4 тыс. машин в месяц, а в следующем году планируется рост до 5,5 тыс. машин. Участники рынка, однако, считают, что и этого, почти двукратного повышения будет недостаточно.
Дилеры КамАЗа отмечают небывалые очереди практически на весь модельный ряд грузовиков. Начальник отдела продаж ТД "Кама XXI век" Алексей Ахметзянов говорит, что обычно основные позиции грузовиков были в наличии на складе дилера или завода со сроком поставки до одной недели, а на спецтехнику - до месяца. "Сейчас же срок поставки практически каждого автомобиля составляет 30 календарных дней",- сказал Ахметзянов. Самый большой спрос, по его словам, наблюдается на самосвалы. Собеседник отмечает, что через неделю завод должен закрыть только майские заказы дилеров.
В компании "Русбизнесавто" отметили, что очереди на КамАЗ составляют от трех недель до двух месяцев. "Если бы они хотя бы в два раза увеличили производство автомобилей, то, думаю, потребность в них была бы закрыта",- считает представитель компании. Заместитель начальника отдела продаж "Автосилы" (входит в группу КамАЗ) Андрей Оглоблин также отмечает очереди на камазовские грузовики в среднем на полтора месяца.
По данным Ахметзянова, сейчас завод способен производить 2,8 тыс. автомобилей, а общий заказ дилеров на август уже составил около 5,5 тыс. машин. "Поэтому КамАЗ сейчас принимает не все заказы",- говорит он.
Как заявила пресс-служба КамАЗа, руководитель предприятия Сергей Когогин поставил задачу увеличить выпуск грузовиков с 4 тыс. в месяц до 5,5 тыс. На предприятии сообщили, что спрос на грузовые автомобили полной массой 14-40 т в России вырос на 42%.
По мнению представителя еще одного дилера - "Техинкома", объем поставок КамАЗа на российский рынок составляет только 1,5-2 тыс. машин в месяц- остальные уходят на экспорт, хотя потребность намного выше. Топ-менеджер другого дилера сообщил "Бизнесу", что на заводе объясняют ситуацию с дефицитом грузовиков тем, что сейчас выполняется крупный госзаказ. "Если раньше завод брал предоплату для закупки комплектующих, то сейчас даже отказывается от задатка",- говорит источник.
Источник в московском представительстве КамАЗа заявил, что нехватка грузовиков связана и с небывалым ростом экспорта в прошлом месяце, который составил 1,4 тыс. автомобилей, в то время как по итогам 2005 года весь экспорт был на уровне 6 тыс. машин.
Аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго отмечает, что экспортные конктракты, как правило, заключаются заранее, поэтому справедливей говорить о том, что для руководства завода стало неожиданностью увеличение спроса на российском рынке.
Продавцы отмечают неменьшие очереди и на грузовики других российских производителей и иномарок. В "Техинкоме" говорят, что на грузовики МАЗ заказы принимаются уже на январь 2007 года.
Менеджер по работе с корпоративными клиентами ООО "Скан-юго-восток" Валерий Егин отмечает, что очередь на грузовики Scania шведской сборки растянулась до декабря, а на бразильские машины - до сентября. По его словам, автомобилей не хватает, так как российское отделение Scania не ожидало таких объемов продаж.
По мнению Евгения Шаго, очереди на продукцию КамАЗа и на другие грузовики можно объяснить увеличением спроса. "Этот рост обусловлен быстрыми темпами развития строительного сектора, который требует много техники",- объясняет Шаго. Он не исключает, что увеличение производства до 5,5 тыс. машин не сможет покрыть растущий спрос.
Такого же мнения придерживаются дилеры. "Если бы они вышли на мощности в 10 тыс. автомобилей в месяц, тогда бы запросы рынка были бы удовлетворены в полной мере",- сказал один из дилеров.

ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"