Продажи мобильных телефонов начали падатьКоличество проданных за первое полугодие сотовых телефонов упало на 20%, констатирует "Евросеть". В денежном выражении объем рынка сохранился на уровне $2,59 млрд лишь за счет увеличения средней розничной цены до $190. Реальное проникновение сотовой связи в России подошло к критической точке насыщения, число абонентов практически не растет. Следовательно, нет нужды покупать новые телефоны в таком же, как и ранее, количестве. Продажи сотовых телефонов в штучном выражении и вовсе упали за полгода (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 20%, до 13,51 млн штук. Сохранить объем продаж в денежном выражении удалось лишь за счет увеличения средней розничной цены сотового телефона: она по сравнению с первым полугодием 2005 года выросла на те же 20%, до $190. "Рынок изменяется, в том числе и после августа прошлого года. Его развитие замедляется, во многих регионах насыщение сотовыми телефонами уже достигло 100%. При этом средняя стоимость купленного телефона растет. Функции, которыми оснащаются современные телефоны, более дорогие. А покупатели в основном приобретают уже второй или третий телефон и, естественно, более дорогой, с более широким функционалом",- поясняет пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева. Любопытно, что средняя стоимость телефонов растет в основном за счет купленных в кредит моделей. Средняя стоимость телефонов, проданных за наличные, во втором квартале 2006 года составила $170. У 1,38 млн телефонов, купленных в кредит, средняя цена покупки на $100 выше. Опрошенные "Бизнесом" участники рынка и аналитики в общем соглашаются с выводами исследования, называя основной причиной стагнации рынка его постепенное насыщение. "Данные "Евросети" по объему продаж телефонов в первом полугодии соответствуют нашей оценке- 13,5 млн. В денежном выражении объем рынка составил $2,35 млрд",- уточняет пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков. По его словам, впервые в этом году рынок телефонов замедляет темпы роста: если в 2004 году он вырос на 70%, в 2005-м на 20%, то в этом покажет падение на 12%, до 28 млн штук (31,5 млн в прошлом году). Данные сети "Связной" так же близки. Объем рынка продаж мобильных телефонов за этот период, по словам руководителяотдела по связям с общественностью "Связного" Елены Ноготковой, оценивается компанией в 13,6-13,8 млн штук. Выводы коллег подтверждают и в компании "Беталинк". Число абонентов не растет "Рост реального проникновения сотовой связи в России за последний год был минимальным",- объясняет происходящее ведущий аналитик компании MRG Эльдар Муртазин. В отчете "Евросети" приводятся цифры абонентских баз операторов сотовой связи в России на конец 2006 года, подключивших 138,7 млн SIM-карт. Всего за время существования сотовой связи в России, по данным отчета, было продано 110,4 млн мобильных телефонов. "Таким количеством телефонов, даже не учитывая их выход из строя и имеющийся реплейсмент, невозможно обеспечить связью почти 139 млн абонентов (на конец второго квартала), которое декларируют операторы и маркетинговые агентства",- делают уже традиционный вывод аналитики "Евросети". По их данным, реальное проникновение сотовой связи в России составило около 45% - 65 млн человек. Сходные оценки и у других участников рынка. По оценкам компании Divizion, количество активно используемых телефонов не превышает 80 млн. И по данным продавцов мобильных телефонов, эта цифра практически не растет, чем и обусловлено падение их продаж. ПАВЕЛ ПЛОТИНСКИЙ Деловая газета "Бизнес" |