19.07.2006

Россияне покупают в интернете только "точные" товары



Мировой рынок продаж в интернете в 2006 году побьет очередную рекордную планку в $200 млрд. К удивлению российских онлайнторговцев, лидерами по продажам в мире стали туристические путевки, автомобили и обувь. Молодой российский рынок интернет-торговли в 2005 году едва перешагнул за $1,02 млрд, и здесь иные лидеры: музыкальные товары, книги, бытовая техника и мобильный контент.
И дело вовсе не в том, что россияне больше увлекаются музыкой и литературой.
Просто у нас пока не сильно доверяют шопингу в Сети, уверены эксперты.
Объем продаж в интернете в 2006году превысит $211млрд- к такому выводу пришла североамериканская исследовательская компания Forrester Research, закончив исследование для интернет-портала Shop.org, объединяющего торговые онлайн-ресурсы. По итогам 2005 года онлайновые продажи выросли на 25%, до $176,4 млрд. В 2004 и 2003 годах показатели составляли $141,4 млрд и $114,1 млрд соответственно. Почти двукратное увеличение рынка за три года заказчиков исследования восхитило. "Интернет- главный двигатель роста всего розничного рынка,- сделал вывод исполнительный директор Shop.org Скот Сильверман.- Он становится флагманом для всей индустрии".
По данным исследования Forrester, в 2006 году самыми популярными товарными категориями станут туристические путевки, продажи которых превысят $73,4 млрд; компьютерные составляющие и ПО с $16,8-миллиардными продажами; автомобили и запчасти принесут продавцам $15,9 млрд; обувь и аксессуары - $13,8 млрд. Наибольшую динамику демонстрирует категория косметических товаров и парфюмерии. Продажи в этом сегменте ежегодно увеличиваются более чем на 30%.
В России объемы электронной торговли скромнее.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), весь рынок продаж в интернете по итогам 2005 года едва превысил $4,474 млрд, а сегмент b2c (business-to-consumers, или "бизнес - потребителю") в прошлом году принес, по разным оценкам, от $1,02 млрд до $2,6 млрд. По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, первая цифра основывается на данных, предоставленных интернет-магазинами, а вторая - на опросах интернет-пользователей.
"По нашим данным, в прошлом году оборот b2c-сегмента составил от $600 млн до $700 млн",- отмечает PR-директор интернетмагазина "Озон" Михаил Ятковский.
Он объяснил, что торговля в интернете - весьма закрытая отрасль и магазины очень редко раскрывают свои данные.
Так что НАУЭТ вынуждена считать объемы отрасли по американской методике: брать данные нескольких источников и перемножать их на определенные мультипликаторы.
"Объемы электронной торговли книгами увеличиваются в среднем на 20-30% в год",- подчеркнул Ятковский. Остальные игроки розничного электронного рынка согласились с коллегой. "За последний год объем продаваемого через интернет товара в нашей сети вырос приблизительно на 30%",- поделилась PRдиректор Dixis Татьяна Москалева. Ее коллега, пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков привел цифры по всему рынку интернет-продаж мобильных телефонов. Любопытно, что его информация в несколько раз превысила подсчитанные ассоциацией $13,6 млн. "По нашим данным, объем этого рынка составил $45-50 млн",- сослался Манджиков на аналитиков Divizion.
По словам Ятковского, лидерами продаж на российском рынке стали книги, аудио- и видеотовары, вторую строчку заняли компьютеры и комплектующие, на третьей позиции - бытовая техника и мобильные телефоны. "В пятерку наиболее продаваемых товаров, если считать по количеству покупок, в этом году неожиданно вошли мобильные развлечения - контент,- добавляет PR-директор "Озона".- Если судить по объемам продаж, то первыми все же будут компьютеры - в этом сегменте стоимость каждой покупки значительно больше".
Эксперты проявили единодушие в поисках причины столь разных пристрастий посетителей интернет-магазинов в России и за ее пределами. "Основная аудитория Рунета - молодежь с высшим образованием и активной жизненной позицией. Это отражается на структуре продаж.
К тому же делать шопинг в интернете у нас еще не вошло в привычку, потому, вероятно, о дорогостоящих покупках речи пока не идет,- рассуждает Татьяна Москалева.- Ко всему прочему покупать туры в Сети кажется чересчур рискованным, а выбрать обувь или одежду по картинке просто невероятно - ни размер не оценишь, ни фасон". "Пока нет особого доверия к Сети, покупатели предпочитают выбирать осязаемые товары, с какими-то постоянными и известными характеристиками,- добавляет Михаил Ятковский.- Вот взять, например, книгу: это 400 страниц, обложка и "Евгений Онегин" внутри. А туристическая путевка? А автомобиль? Не оценив товар и не взглянув на продавца, россиянин вряд ли станет делать покупку- неизвестно, какой кот ожидает его в мешке". В США покупать товары по картинкам через почтовые каталоги - традиция.
Как подсчитали аналитики ComScore Networks, здесь на интернет-магазины приходится 2,3% розничных продаж - $84 млрд из $3,7 трлн.

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Деловая газета "Бизнес"