EMI против «Духless». Российские представители музыкального гиганта EMI считают книгу «Духless» контрафактной продукциейМузыкальная компания «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», российский представитель EMI Music Publishing Ltd, подает в суд на издательство «АСТ». Суть претензии – использование в бестселлере «Духless» Сергея Минаева цитат из группы The Smiths и Lou Reed, основателя культовой группы Velvet Underground. Авторские права принадлежат EMI, и «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» настаивает на том, что без получения соответствующих разрешений на распространение произведений книга «Духless» является контрафактной продукцией. Сегодня представители издательства «АСТ» и автор книги озвучили свою официальную позицию по данному вопросу.
С соблюдением всех норм «Представитель компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» сообщил газете ВЗГЛЯД, что юристы компании уверены в выигрыше дела» 5 июля в адрес издательства «АСТ» пришло письмо из компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», в котором говорилось следующее: составной частью книги «Духless», которую распространяет издательство, являются тексты музыкальных произведений исполнителей, чьи права принадлежат компании EMI. На основании пункта 3 статьи 48 Закона РФ «Об авторских и смежных правах» компания потребовала от издательства выплаты компенсации в размере 1 миллиона рублей, а в случае неуплаты пригрозила судом и конфискацией тиража. Помимо этого аналогичные письма-предупреждения о продаже якобы контрафактной книги были разосланы в крупные книжные магазины – «Библиоглобус», «Букбери», «Туркнига», «Москва» и Московский дом книги, – хотя является книга контрафактной или нет, может определить только суд. На пресс-конференции коммерческий директор издательства «АСТ» Олег Бартенев заявил, что в книге действительно используются отрывки из песен, указанных в претензии. Однако тексты используются с соблюдением всех действующих законодательств – как российского (статья 19 Закона РФ «Об авторских и смежных правах»), так и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (статьи 10 и 10 bis). При необходимости издательство «АСТ» готово отстаивать свои интересы в суде, тем более что у него появился повод для встречного иска. Несмотря на то, что магазины книг теоретически не могут нести ответственности перед законом за распространение контрафактной продукции – издательство при заключении договора не переуступает им права, – некоторые магазины стали отказываться брать «Духless» без подписания отдельного договора, в котором говорится о возмещении издательством возможных судебных издержек. Кроме того, из-за скандала книга не попала в осенние каталоги интернет-рассылок «Книги – почтой», что наносит издательству прямые финансовые убытки. По мнению Бартенева, выхода из создавшейся ситуации два: или представители «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» приносят издательству свои извинения и стороны садятся за стол переговоров, или издательство обращается в суд для возмещения своих финансовых убытков.
Вклад в борьбу с контрафактом
«Мы проинформировали о своих действиях центральный офис EMI, наши действия целиком одобрены. Кроме того, в книге использованы тексты групп «Мумий Тролль» и «Каста» - в этой связи у издательства могут быть проблемы с компаниями Universal, Sony и Warner Brothers. Их юристы в курсе ситуации и явно ждут, чем закончится это судебное разбирательство», - сообщил сотрудник «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг». Автор «Духless» Сергей Минаев относится к ситуации двояко. С одной стороны, он предлагает логически закончить мысль оппонентов и запретить пение в душе без соответствующих отчислений авторам песен (в процессе пресс-конференции у него даже родился сюжет антиутопии, в которой люди подпольно слушают музыку по двое в подвалах, а их разыскивает музыкальная полиция). С другой, он подчеркнул, что дело очень серьезное и суд необходимо выиграть. «Суть не в деньгах – компании зондируют почву, и если они выиграют, то за все последующие споры между субъектами будут расплачиваться потребители, так как книги будут дорожать», - заявил Минаев. Он рассказал, что в Москве существует еще и такая практика: представитель музыкальной компании приходит в ресторан и предлагает администрации платить определенный процент за музыку, которая играет в ресторане. По мнению Бартенева, такая активность российских представителей EMI напрямую связана с грядущим вступлением России в ВТО. Западные компании недовольны высоким уровнем пиратской деятельности в России, и их российские представители используют любую возможность, чтобы подчеркнуть свой вклад на фронте борьбы с контрафактом.
|
|