Toyota швартуется к «Онеге». Японский автопроизводитель выбрал маршрут для поставок в Россию
В ноябре начнутся первые отгрузки автомобилей на терминале "Онега" в Угольной гавани порта Санкт-Петербурга. Инвестор проекта - "Осло Марин" - уже нашел первых заказчиков. По данным "Бизнеса", самым крупным клиентом терминала может стать Toyota, которая планирует ввозить через "Онегу" не только автомобили, но и комплектующие для своего петербургского завода. По мнению участников рынка, в перспективе Toyota сможет отказаться от перевозок через финские порты.
Как стало известно "Бизнесу", главным клиентом строящегося в Санкт-Петербурге автомобильного терминала "Онега" станет Toyota: сразу несколько источников на рынке указали на факт подписания предварительного соглашения между Toyota и группой "Осло Марин", владеющей терминалом.
Изначально строительство первой его очереди должно было завершиться в июле. Однако в компании сообщили, что сроки сдвинулись на 1 сентября. Как ранее писал "Бизнес", при реализации первой очереди проекта начнет работу многоэтажная парковка мощностью до 2,5 тыс. автомобилей в месяц, а общая пропускная способность терминала в 2007 году составит 60 тыс. автомобилей в год.
В "Осло Марин" сообщили, что первые отгрузки планируется начать уже в ноябре текущего года. Представитель компании отметил, что первые договоры с заказчиками уже подписаны, однако назвать их отказался. Также не смогли вчера прокомментировать факт соглашения и в ООО "Тойота мотор", осуществляющего дистрибуцию Toyota в России.
Знакомый с ситуацией источник отметил, что предварительный договор с "Осло Марин" подписала "дочка" Toyota - Toyota Boshoku. Как ранее сообщал "Бизнес", эта компания, в частности, будет заниматься сборкой сидений для автомобилей, которые сойдут с конвейера завода в Шушарах с 2008 года.
Директор проектов ИАА Seanews Алексей Безбородов считает, что новый портовый терминал не будет иметь особых логистических преимуществ по сравнению с финским портом. Однако, возможно, увеличится скорость доставки. "При образовании на автомобильном пропускном пункте "Торфяновка" пробок, путь через петербургский порт может быть короче на три-пять дней",- говорит он. По мнению руководителя направления автомобильной логистики "Гемы" Игоря Свенцицкого, ввоз комплектующих для японского завода в Питере через финский порт Котка привел бы к проблеме нехватки грузовиков, а также к очередям на границе. Путь поставок комплектующих из Японии через Владивосток и далее по железной дороге также слишком долгий. "Поэтому Toyota выбрала оптимальный вариант - основной поток ввозить через петербургский порт",- сказал Свенцицкий, добавив, что первое время компания может использовать финские порты как альтернативу.
Один из участников логистического рынка считает, что Toyota с самого начала принимала непосредственное участие в проекте "Осло Марин", и терминал "Онега" изначально строится для нужд японцев. На это, в частности, указывает и его пропускная способность- в прошлом году Toyota ввезла в Россию как раз 60 тыс. автомобилей. В 2006 и 2007 годах эта цифра должна быть выше, однако после начала локального производства импорт снизится примерно до 60 тыс. машин.
Источник не исключает, что Toyota могла стать и соинвестором проекта. "Как правило, Toyota стремится быть единственным крупным клиентом у своих контрагентов, чтобы проще было выставлять условия",- добавляет он.
ОЛЬГА САМОФАЛОВА
Деловая газета "Бизнес"