28.07.2006

РЖД останется без «Экспресса»



Минэкономразвития предлагает выделить систему бронирования билетов АСУ "Экспресс" из состава РЖД в отдельное ОАО. В РЖД утверждают, что на выделение системы в отдельную структуру потребуются миллионы долларов. А участники рынка уверены, что АСУ "Экспресс" необходима поддержка РЖД, а как самостоятельная структура она не сможет конкурировать с другими системами.

Как рассказали "Бизнесу" в Минэкономразвития, вопрос о месте АСУ "Экспресс" обсуждается в рамках рабочей группы по реформированию пассажирского комплекса, возглавляемой замминистра экономического развития и торговли Андреем Шароновым. Был проведен краткий анализ перспектив выделения системы в отдельную структуру. "По нашему мнению, система АСУ "Экспресс" не является критически интегрированной в другие системы РЖД и вполне автономна. Она поддерживается в эксплуатации автономным коллективом разработчиков и программистов, которые занимаются только ее развитием",- говорит замдиректора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов. По его словам, АСУ "Экспресс" не имеет смысла оставлять у инфраструктурной компании, которая потом будет пытаться оказывать услуги по системе бронирования другим перевозчикам. МЭРТ предлагает передать АСУ "Экспресс" сначала в Федеральную пассажирскую компанию, а затем выделить в отдельное ОАО.

В РЖД придерживаются другого мнения о будущем системы. Как пояснили в прессслужбе компании, этот комплекс эксплуатируют несколько информационных систем, находящихся в ведомстве РЖД.

"Чтобы выделить ее в отдельную единицу, потребуются значительные средства, миллионы долларов",- отмечают в компании. Впрочем, если государство решится профинансировать этот процесс, РЖД согласится на выделение.

По мнению Евгения Михайлова, система достаточно автономна, и ее физическое выделение не предполагает ни технических, ни финансовых трудностей. "Когда этот вопрос рассматривался в рамках рабочей комиссии, нам никто из РЖД подобных аргументов не предъявлял",- отметил он.

В ближайшее время будут проведеныисследования, которые должны более объективно оценить возможность выделения АСУ "Экспресс".

Андрей Шаронов уже обратился к президенту РЖД Владимиру Якунину с просьбой провести конкурс по выбору компании для этой работы.

"Для самой АСУ "Экспресс" это более перспективно, поскольку это позволит развивать ее как многофункциональную систему, включая туда продажу и бронирование авиабилетов, гостиниц и т.

д.",- считает Михайлов.

Участники рынка восприняли новую идею МЭРТ неоднозначно. По мнению генерального директора Avantix.ru Анны Цыганковой, это перспективный путь развития. В то же время, считает она, бронирование авиабилетов- более сложный процесс с точки зрения ценообразования. "Глобальные системы бронирования авиабилетов (GDS) "заточены" под большое количество различных тарифов, сложны по правилам их применения, тщательно контролируются IATA, и бронирование авиабилетов в системе "Экспресс" потребует серьезной ее доработки",- считает Цыганкова. Управляющий проекта "Билет" Андрей Козлов и вовсе не видит смысла в этой идее, поскольку АСУ "Экспресс" работает в жесткой связке с РЖД. "Не думаю, что это поможет какому-то бизнесу. Добавлять к системе авиабилеты или еще что-то- значит попасть в области рынка, в которых РЖД не сильно",- говорит Андрей Козлов. По его мнению, пока де-факто сохраняется монополия РЖД на рынке, АСУ "Экспресс" конкурировать с другими системами бронирования не сможет.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"