Россия посадила Литву на нефтяную «диету». На Mazeikiu nafta нефти хватит на неделюРоссийская нефть в августе не пойдет по трубе на Мажейкяйский НПЗ в Литве. У прекращения поставок по нефтепроводу есть техническая причина – авария, произошедшая в конце прошлой недели на российском участке нефтепровода «Дружба» в районе Брянска. Однако эксперты не исключают возможности того, что дело не только в форс-мажоре: РФ может посадить Литву на нефтяную «диету» в отместку за упущенный актив. В состав Mazeikiu nafta (MN) входят Мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал в Бутинге и литовские нефтепроводы. Чистая консолидированная неаудированная прибыль компании за шесть месяцев 2006 года составила 132,7 млн долл. После получения разрешения Еврокомиссии на приобретение до 100% акций MN польская PKN Orlen должна будет заплатить ЮКОСу 1,492 млрд долл. за 53,7% акций и 851,829 млн долл. – Литве за 30,66% акций. Проблемы с поставками возникли после того, как в конце мая этого года завершилась эпопея с выбором нового собственника литовского актива НК «ЮКОС». Интерес к нему проявляли «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «КазМунайГаз». Правительство Литвы тоже планировало самостоятельно выкупить пакет Mazeikiu nafta у ЮКОСа, а затем перепродать его компании, способной обеспечить завод стабильными поставками нефти. Однако в апреле 2006 года суд Нью-Йорка вынес временный запрет на продажу активов ЮКОСа в связи с заявлением компании о добровольном банкротстве. После того, как этот запрет был снят, в конце мая владельцы ЮКОСа договорились продать актив польскому концерну PKN Orlen почти за 1,5 млрд долл. Поэтому когда на MN начались перебои с российской нефтью, власти Литвы заподозрили Россию в попытке давления. Отметим, что сделка еще не завершена и может быть «отыграна назад». Ранее сообщалось, что компания ожидает получить одобрение Еврокомиссии этой осенью и закрыть сделку в первом квартале 2007 года, но вчера пресс-секретарь PNK Orlen Павел Пореба не смог назвать RBC daily сроки, в которые антимонопольные органы дадут «зеленый свет» сделке. А в конце июля, по данным литовской стороны, РФ вообще остановила поставки на Мажейкяйский НПЗ. Вероятно, из-за аварии на российском участке нефтепровода «Дружба» около Брянска. Однако вчера RBC daily не удалось получить подтверждение этой информации в «Транснефти», владеющей всеми российскими магистральными нефтепроводами. А в пресс-службе «ЛУКОЙЛа» RBC daily сообщили, что компания не меняла направления поставок нефти, поскольку не получала уведомления от «Транснефти» о такой необходимости. «В июле у нас поставки шли даже чуть выше среднемесячной нормы, которая составляет 120 тыс. т», – сообщил собеседник в нефтяной компании. По его словам, если окажется, что «Транснефть» не обеспечивает поставки, то «ЛУКОЙЛ» должен будет добиться перенаправления этих потоков, чтобы избежать убытков. На MN утверждают, что завод был вынужден перейти на нефть, поставляемую по морю танкерами, в частности, из Приморска. По данным RBC daily, входящий в комплекс MN терминал в порту Бутинге возобновил работу в реверсном режиме из-за сокращения поставок российской нефти по трубопроводу. Как сообщил RBC daily представитель MN Гедрюс Карсокас, вчера была закончена разгрузка танкера, доставившего 100 тыс. т нефти. Этого хватит на неделю работы при минимальной загрузке. По оценкам экспертов, без российской трубы рентабельность НПЗ резко упадет. Министр экономики Литвы Витас Навицкас утверждает, что поставка одной тонны нефти морем будет дороже примерно на 9 долл. Аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин говорит, что это приведет к удорожанию барреля нефти на 1,23 долл. «При цене барреля выше 60 долл. это несущественное увеличение», – заявил он. Однако эксперт сомневается в том, что оценки литовцев точны. Он предполагает, что транспортные расходы вырастут значительно больше. «Транспортный тариф при поставках из Приморска ниже, но к нему следует добавить значительные расходы на нефтеперевалку, размер которых оценить трудно», – сказал RBC daily аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, в долгосрочной перспективе нужно будет переориентировать всю логистику снабжения завода. «Большого пространства для маневра на заводе нет, а вот рентабельность его работы точно существенно снизится», – уверен он. Ситуация осложняется тем, что литовские власти планируют с 15 сентября закрыть Бутингский терминал на ремонт буя на 65 суток. Витас Навицкас выразил надежду на то, что до начала ремонта буя «нефтепровод из России до Мажейкяйского НПЗ заработает в полную силу». По его словам, если к этому сроку российский нефтепровод не будет полностью восстановлен, «MN понесет крупные убытки». Как заявил в среду премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас, проблемой дефицита нефти совместно занимаются власти Литвы и Польши, но договоренности о поставках нефти на август пока нет. Отдел экономики
Николай Минашин, 03.08.2006
|