10.08.2006

Шереметьево хочет расти вширь за счет других аэропортов России



Вчера стало известно, что на роль единой госкомпании по управлению аэропортами России претендует ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ; 100% в госсобственности). Неделю назад Минтранс, разрабатывающий проект такой компании, обратился с соответствующим письмом в Минэкономразвития. Точный перечень активов, которые могут быть переданы МАШ, не определен, однако известно, что речь идет об аэропортах с пассажиропотоком не менее 400 тыс. человек в год, то есть 20 крупнейших в России. Частные совладельцы аэропортов считают, что целесообразнее было бы их приватизировать.

Как рассказали вчера Ъ в Минэкономразвития, неделю назад Минтранс обратился в министерство с письмом. В нем предложено рассмотреть инициативу МАШ о передаче в его уставный капитал госпакетов ведущих российских аэропортов и создании на его базе единой операторской госкомпании. Точный перечень активов в письме не приводится, известно лишь, что речь идет об аэропортах с ежегодным пассажиропотоком не менее 400 тыс. человек в год. Отметим, что двадцатка крупнейших аэропортов России по итогам 2005 года начинается с аэропорта Южно-Сахалинска, который обслужил 535,6 тыс. пассажиров, а заканчивается Домодедово (13,96 млн человек).

Впервые о том, что Минтранс начал разработку проекта создания единой госкомпании по управлению аэропортами, стало известно в июле (см. Ъ от 10 июля). Его детали до сих пор не разглашались. Вчера в пресс-службе Минтранса Ъ подтвердили, что в качестве площадки действительно может быть выбрано Шереметьево. "Этот аэропорт в стопроцентной госсобственности и является одним из лидеров на рынке",– объясняют выбор в Минтрансе. "Шереметьево формирует стратегию развития и заинтересовано в экспансии на другие рынки. Это обсуждается сейчас с акционерами, но четкого плана пока нет",– сообщили Ъ в МАШ. По словам собеседника Ъ в Минтрансе, речь может идти о включении в управляющую компанию аэропортов Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург) и Толмачево (Новосибирск). Интересно, что полностью государственным является только Пулково, в Толмачево у Росимущества контрольный пакет, а Кольцово подконтрольно группе "Ренова" Виктора Вексельберга.

По словам советника главы Минэкономразвития Германа Грефа Игоря Конькова, министерство предложит МАШ и Минтрансу конкретизировать свое предложение. "Нынешняя стратегия Минтранса и Минэкономразвития предполагает выход государства из аэропортового бизнеса,– замечает господин Коньков.– Однако создание единого оператора, его развитие с последующей продажей потенциально могло бы быть рассмотрено". Участники рынка из числа частных операторов аэропортов к планам государства относятся осторожно. "В этом вопросе нужно внятное решение,– считает Роман Троценко, президент инвестгруппы 'Промышленное развитие', собственника блокпакета ОАО 'Аэропорт Толмачево'.– По неакционированным аэропортам – да, консолидация. Но если в аэропорту есть частные акционеры, нужно доводить акционирование до конца. Аэропортовый бизнес, где неавиационные доходы могут достигать 80% от общей выручки, высоко конкурентоспособен и идеально подходит для частного бизнеса. Практика показывает, что частные аэропорты развиваются лучше, чем государственные".

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

Частники доплатят за контроль в "ЭйрЮнион"

Как стало известно Ъ, на днях завершилось межведомственное согласование проекта указа президента о создании единого перевозчика на базе авиаальянса AiRUnion во главе с авиакомпанией "Красноярские авиалинии" ("Красэйр"). В течение недели Минэкономразвития должно направить проект документа в правительство. По словам собеседника Ъ, знакомого с ситуацией, проектом предусмотрено, что соотношение долей частных акционеров и госсобственника в новом АО составит 55% к 45%. Таким образом, структурам, дружественным менеджменту "Красэйра" во главе с гендиректором Борисом Абрамовичем, и Росимуществу удалось найти компромисс. Напомним, до сих пор это ведомство по результатам оценки активов "Красэйра", "Домодедовских авиалиний", "Самары", "Омскавиа" и "Сибавиатранса" настаивало на сохранении контрольной госдоли. Ситуация изменилась после того, как частники предложили внести в уставный капитал ООО "ЭйрЮнион" доли участия ООО "ЭйрЮнион-ЭрЭрДжи". Эта компания с уставным капиталом примерно $20 млн должна проавансировать заказ партии из 15 самолетов Sukhoi SuperJet100 – проекта, пользующегося господдержкой.

КоммерсантЪ