11.08.2006

Tele2 не нарушил закон «О рекламе»



Арбитражи Москвы и Воронежской области отменили решения курского и воронежского управлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), согласно которым шведский оператор сотовой связи Тele2 обязан был уплатить штраф за недобросовестную, как посчитали антимонопольщики, рекламу. В первом случае, по версии ФАС, оператор использовал в телероликах несовершеннолетних, во втором вводил потребителя в заблуждение. В ФАС намерены обжаловать решения суда, доказав, что Tele2 «путает» недобросовестную рекламу и агрессивную маркетинговую политику.

Вчера шведский оператор сотовой связи Tele2 сообщил, что выиграл два судебных процесса у курского и воронежского управлений ФАС в арбитражных судах Москвы и Воронежской области. В начале августа московский арбитраж отменил постановление курского ФАС от 19 мая, обязывающее Tele2 уплатить за нарушение рекламного законодательства штраф в размере 40 тыс. рублей. Курские антимонопольщики обвинили компанию в недобросовестной рекламе за использование в телеролике образа несовершеннолетнего ребенка в рекламе товара, не относящегося к детям (ролик, в котором женщина, держа на руках новорожденного, торопливо сообщает мужу его рост и вес). Тем не менее представителям Tele2 удалось доказать, что в рекламе не показывается младенец, а «сверток» просто вызывает определенные ассоциации с новорожденным.

«Tele2 Россия» – дочерняя структура шведской сотовой компании Tele2, работающей в 24 странах мира с абонентской базой в 26 млн пользователей. Представлена в 13 регионах России, в том числе в четырех регионах Черноземья – Воронежской, Курской, Белгородской и Липецкой областях. Годовой оборот «Tele2 Россия» – более $100 млн. По данным ACM-Consulting, по итогам второго квартала 2006 года на воронежском рынке доля компании составила 11%, в Курской области – 15%, в Липецкой – менее 1% (компания приобрела ОАО «Липецкмобайл» только в ноябре минувшего года).

«Tele2 уже не в первый раз обжалует решения ФАС», – отмечается в сообщении компании. Как утверждают в Tele2, похожее постановление антимонопольщиков было признано незаконным и отменено в воронежском арбитраже в середине июля. Управление ФАС оштрафовало ЗАО «Вотек Мобайл» (местного представителя Tele2) на 75 тыс. рублей, посчитав, что реклама тарифа «0 центов за минуту на звонки нужным людям» вводит в заблуждение потребителей и является недобросовестной.

Впрочем, антимонопольщики Черноземья не уверены в окончательной победе шведского оператора. Зампред курского управления ФАС Олег Князев не исключает возможности апелляции на решения московского арбитража – после получения мотивировочной части решения. В свою очередь, зампред воронежского ФАС Виталий Попов сообщил, что региональные антимонопольщики уже оспорили решение суда. По мнению господина Попова, суд вынес решение из-за «технической ошибки» – путаницы с датой заседания ФАС, но не по сути вопроса. В рекламе тарифа «0 центов за минуту на звонки нужным людям» не говорилось, в частности, о том, что бесплатный интервал соединения составляет три секунды, посекундная тарификация начинается с 61-й секунды ($0,07), количество «нужных людей» ограничено тремя абонентами Tele2, а при звонках «нужным людям» длительностью более трех секунд берется плата за соединение ($0,01).

«Можно говорить, что компания приплачивает своим абонентам и недобросовестным способом завоевывает клиентов», – считает Виталий Попов. По его мнению, Tele2 путает агрессивную маркетинговую политику с недобросовестной рекламой, но ФАС «сделает так, чтобы Tele2 работал в равных с другими операторами условиях».

Между тем к коллегам уже подключились липецкие антимонопольщики. По жалобе регионального филиала «Вымпелкома» («Билайн») вчера состоялось первое заседание в отношении ОАО «Липецкмобайл» (местного представителя Tele2). Представители «Вымпелкома» усомнились в правдоподобности слогана компании «Всегда дешевле». По словам зампреда управления ФАС Владимира Щетинина, юристы компании Tele2 представили «простыню» расчетов, доказывающих, что тарифы оператора действительно дешевле. «Но чтобы прочитать их расчеты, нужно около двух часов, а ведь необходимо провести сравнительный анализ», – пояснил, комментируя ситуацию, господин Щетинин.

«Пристальное внимание к Tele2 доказывает, что нас воспринимают, как крупного игрока на рынке сотовой связи», – отреагировали на жалобу конкурентов в российском представительстве шведской компании. Впрочем, аналитик ACM Сonsulting Елена Саяпина видит причины массированной атаки на Tele2 совсем не в «происках конкурентов». Она сомневается, что тарифы компании безоговорочно дешевле, чем у других операторов. По ее словам, в России мобильная связь намного дешевле, чем в других странах, поэтому здесь у Tele2 нет возможности резко отличаться по ценам от конкурентов. Поэтому, как считает аналитик, слоган «Всегда дешевле», используемый Tele2 во всех странах присутствия, в России может и не оправдать себя. Госпожа Саяпина отмечает, что пока шведский оператор, как «типичный дискаунтер», показывает неплохие финансовые показатели – за счет стремительного роста абонентской базы. // Татьяна Карабут, «Коммерсантъ Воронеж»

Outdoor.Ru