Автобусные туры на грани срыва. Власти ряда западноевропейских стран решили объявить бойкот автобусным турам из РоссииВласти ряда западноевропейских стран решили объявить бойкот автобусным турам из России: недавно посольство Франции открыто отказалось продлевать лицензии принимающим партнерам российских "автобусных" операторов, мотивируя это риском роста числа иммигрантов из России. Это обстоятельство, а также новые правила оформления виз в Польшу- основной транзитный пункт в автобусных турах из России - могут свести на нет целое направление бизнеса многих туроператоров. Нынешний сезон грозит фатальными последствиями для туроператоров, специализирующихся на автобусных турах в Европу. По их собственным оценкам, самым популярным маршрутом российских автобусных туристов в Европе является Париж. Однако увеличение сроков оформления виз в консульстве Франции с одной до двух недель привело к падению турпотока "автобусников" во Францию на 50%, по оценкам компаний DSBW и "Мондо турс". Не менее сложным для автобусных туроператоров стал август - месяц традиционно высокого спроса на автобусные экскурсионные туры. С 1 августа в Польше вступил в силу закон, по которому туристы, следующие через территорию страны (а через Польшу проходят, по оценкам сети Greenex, 90% всех автобусных туристических маршрутов в Европу), обязаны получать либо польскую, либо уже действующую шенгенскую визу (об этом "Бизнес" подробно писал в номере от 14 августа). Вдобавок с 10 августа консульство Франции установило лимит на прием документов на автобусные туры: не более одной тургруппы (в среднем 50-60 человек) в день. "Все эти нововведения плачевно повлияли на бизнес: нам приходится отправлять неполные автобусы себе в убыток. Вдобавок нашего партнера во Франции власти лишили аккредитации на работу с российскими автобусными операторами: якобы автобусные туры из России способствуют росту притока нелегальных иммигрантов",- сетует ведущий менеджер автобусного направления компании "Роза ветров" Марианна Стрельцова. Информацию подтверждает директор по туризму компании "Тур транс вояж" Роман Руденко: "Нам самим иногда приходится проверять туристов на политическую благонадежность и докладывать о "группах риска" в консульство. Но ряд стран, не только Франция, решили ужесточить политику по отношению к автобусным турам". Между тем направление автобусного туризма сужается и без политических воздействий. "Если в начале-середине 1990-х годов автобусные туры составляли половину дохода туроператоров, то сейчас ситуация другая: изменился платежеспособный спрос, туристы, имеющие средства, пересели на самолеты. Автобусные туры остались уделом среднеобеспеченной интеллигенции. На рынке остались единицы туроператоров, специализирующихся на автобусных турах, а само направление из-за политических воздействий находится на грани вымирания",- констатирует вице-президент информационного туристического холдинга "Банко" Дмитрий Даниленко. Число автобусных туристов, по экспертным оценкам за прошлый год, составило 100 тыс. человек - капля в море по сравнению с общими показателями выездного туризма (6,7 млн человек, по оценкам Российского союза туриндустрии). "С каждым годом число программ дешевых автобусных туров сворачивается, однако растет их цена. Сейчас на рынке практически не осталось туров за 200-250 евро. У нас средняя стоимость - 500-600 евро, а некоторые предложения доходят до 1 тыс. евро. Это зачастую дороже, чем тур с авиаперелетом",- отмечает Роман Руденко. С ним соглашается пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: "Целевая аудитория автобусных туров - школьники и пенсионеры, которых в экскурсионные туры отправляют обеспеченные дети. Многие туристы с высоким достатком попросту боятся летать". По оценкам Руденко, до нынешнего года спрос на экскурсионные автобусные туры ежегодно рос на 20%. Примерно те же оценки дает Марианна Стрельцова. Но прогнозировать итоги нынешнего сезона операторы не берутся. "Ущерб нанесен серьезный, и каким будет следующий год, трудно прогнозировать",- говорит Стрельцова. МАРИЯ ПЛИС Деловая газета "Бизнес" |