22.08.2006

Индия покупает льготные лекарства в России



Индийская фармацевтическая корпорация Ranbaxy намеревается приобрести российскую компанию «Акрихин» за $100 млн. Ranbaxy нужна не столько сама российская компания, сколько ее доступ к государственным заказам на лекарства.

Крупнейшая по объемам продаж фармацевтическая компания Индии Ranbaxy Laboratories ведет переговоры о покупке российского предприятия «Акрихин». Речь идет о сделке размером не менее чем в $100 млн. Если сделка будет завершена, то это станет достаточно заметным событием на российском рынке лекарств. По разным оценкам, объем нашего рынка достигает $9 млрд и каждый год увеличивается примерно на 8%.

По данным DSM Group, к концу года оборот российского фармрынка составит $12 млрд, что на $3 млрд больше, чем в 2005 году.

Приобретение «Акрихина» вполне логично смотрится в рамках стратегии индийского фармпроизводителя: Ranbaxy ведет агрессивную политику на иностранных рынках и постоянно что-нибудь покупает. Компания планирует занять 5-е место среди мировых фармпроизводителей к 2012 году, поднявшись с нынешнего 48-го в мировых рейтингах. Оборот Ranbaxy в 2005 году составил $1,178 млрд. К 2012 году компания планирует довести этот показатель до $5 млрд. Компания намеревается выйти еще и на канадский и итальянский фармрынки. Сейчас Ranbaxy в рамках своей стратегии продвижения в Европе активно скупает фармпредприятия для организации производства так называемых дженериков.

Фармацевтическое предприятие «Акрихин» в свою очередь – чрезвычайно привлекательный актив для индийской компании. Компания входит в список пяти крупнейших российских производителей лекарств и выпускает достаточно широкий спектр медикаментов (около 140 наименований) включая «Бромгексин», «Ибупрофен», «Фарингосепт» и другие. Выручка компании в 2005 году составила $59 млн. Капитализация компании, по данным маркетингового агентства DSM Group, составляет $67,5 млн.

ОАО «Акрихин» входит в список пяти крупнейших российских производителей лекарств. Чуть более 80% акций компании принадлежит кипрской компании «ВИП Прогресс (Оверсиз) Лимитед», которую, по данным участников рынка, контролирует предприниматель Дмитрий Буряк, еще около 20% акций принадлежат частным инвесторам. Управлением заводом занимается компания Health Tech Corporation.

Индийская Ranbaxy специализируется на производстве дженериков. Препараты компании поставляются в 100 стран мира, в том числе на рынки стран Южной Америки, Западной Европы, в США и Китай.

Как полагают эксперты, Ranbaxy рассчитывает закрепиться на российском рынке, где в 2005 году заработала на продажах медикаментов $33 млн, и получить дополнительную прибыль от государственных контрактов «Акрихина», составляющих не менее 45% товарооборота компании, по данным RMBC. Так, в 2005 году доля рынка Ranbaxy в России составляла около 0,56% (в основном это противопростудные, противоаллергические и противоинфекционные лекарственные средства широкого потребления), принося компании порядка 4,2% оборота.

Кроме того, по предположениям российских аналитиков, индийских инвесторов интересует «Акрихин» даже не столько как фармпредприятие, сколько в качестве серьезного игрока сектора госзакупок лекарств – прежде всего как участника государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Так, программа ДЛО серьезно увеличила темпы роста фармацевтической отрасли, по некоторым данным, на 30–35%. «Акрихин» уже достаточно активно участвует в программе ДЛО, и, таким образом, с учетом того, что сейчас наше государство стремится дать преференции именно отечественным предприятиям, интерес Ranbaxy к компании очевиден», – рассказывает генеральный директор DSM Group Александр Кузин.

Тем временем, несмотря на то что участники рынка в один голос утверждают, что сделка находится в завершающей стадии, обе компании пока отказываются как-либо пояснять ситуацию. В компании «Акрихин» «Газете.Ru» сообщили, что комментировать новости о готовящейся покупке не будут. Финансовый директор Ranbaxy Малвиндер Сайн также отказался от каких-либо комментариев на эту тему.

Эксперты RMBC считают, что суммарная доля после объединения компаний будет приближаться к 2% – по итогам 2005 года «Акрихин» занимает чуть более 1,1% фармрынка, Ranbaxy – около 0,6%. «Таким образом, будущая доля сравнима с такими компаниями, как Shering, Solvay Pharma, «Эли Лилли», «АстраЗенека» – компаний-лидеров второй «десятки» рынка, – считает Виктория Соколова, директор департамента маркетинговых исследований RMBC. – Кроме того, «Акрихин» занимает очень схожие с Ranbaxy позиции на аптечном рынке, таким образом, новая компания вдвое улучшит позиции на аптечном рынке России. «Акрихин» активно внедряет международные стандарты (GMP) и вкладывает в техническое перевооружение немалые средства – так, вложения, запланированные на 2006 год, составляют $20 млн. Позиция «Акрихина» на рынке стабильна, объемы продаж растут, из чего можно сделать вывод, что объединенные в одну компании они будут развиваться вполне успешно». //Анна Дорофеева

Газета.RU