24.08.2006

"Единая Россия" пошла в народ с прилавка. Единороссы решили завоевать симпатии малообеспеченных избирателей через их кошельки



Единая Россия Вчера в Нижнем Новгороде открылся социальный мебельный павильон под эгидой "Единой России". Бизнесмены, владеющие этой и другими подобными торговыми точками, утверждают, что партия материальной выгоды от продаж не получает. В то же время социальные магазины "Единой России", которые, по сведениям Ъ, заработали по всей стране, должны принести партии политический капитал накануне выборов в Госдуму.
Вчера в Нижнем Новгороде был открыт новый социальный мебельный павильон под эгидой регионального отделения "Единой России". По словам главы исполкома отделения Александра Вайнберга, целью инициативы стало желание помочь родителям подобрать качественную и недорогую мебель для детей-школьников. В сети фирменных магазинов "Мебель плюс", которой принадлежит павильон (торговля осуществляется социальным категориям граждан с десятипроцентной скидкой), уверяют, что автором инициативы стала сама компания. "Это гражданская позиция нашего руководства, а так как мы поддерживаем социальную политику правительства, то предложили 'Единой России' совместную реализацию проекта",– пояснила директор компании по связям с общественностью Ирина Мельник. При этом она подчеркнула, что руководство "Мебель плюс" не состоит в партии, которая "безвозмездно предоставляет свой логотип", а компания "не ждет никаких преференций".

Однако, по словам источника Ъ в политсовете местной "Единой России", "это безвозмездное сотрудничество для партии очень выгодно". "Малообеспеченные граждане приобретают товар в магазинах с логотипом партии за гораздо меньшие деньги и начинают доверять 'Единой России'. Это простая схема, и она приносит политические очки",– заявил единоросс.

Мебельный павильон стал очередным социальным магазином "Единой России" в Нижегородской области. До этого под логотипом партии уже заработали социальные магазины ИП Смирнов "Одежда и обувь для всей семьи". Впрочем, некоторое время назад этим проектом заинтересовались правоохранительные органы. Из магазинов ИП Смирнов, которые торговали дешевой одеждой и обувью, было конфисковано более 4 тыс. единиц контрафакта. По подсчетам сотрудников прокуратуры и таможни, ущерб правообладателям торговых марок Nike, Reebok, Puma и Adidas превысил 5 млн рублей. Следствие установило, что в торговых точках реализовывался товар без лицензионных соглашений. После завершения экспертиз, подтвердивших подозрения о контрафактном происхождении одежды, было принято решение об уничтожении товара. Областное отделение "Единой России" эту неприятность комментировать отказалось.

Как вчера пояснили Ъ в ИП Смирнов, "в прошлом году подвел поставщик, не имевший должных разрешений", поэтому теперь компания избегает мировых брэндов. Собеседник Ъ также сообщил, что партия не участвует в финансовой деятельности и не претендует на прибыль. В магазине считают, что покупателей привлекает не столько логотип "Единой России", сколько низкие цены, которые компания компенсирует за счет объема продаж.

По сведениям Ъ, в ближайшее время единороссы расширят сеть партмагазинов. Они уже функционируют во многих регионах, особенно там, где малообеспеченные граждане настроены оппозиционно по отношению к власти,– в Мордовии, Тульской, Костромской, Курской, Рязанской, Сахалинской и Ульяновской областях, Хабаровском крае. В каждом регионе программа имеет свои особенности, но в целом схема предполагает заключение специального договора между дружественными "Единой России" предпринимателями и фондом поддержки партии. В качестве дружественных бизнесменов зачастую выступают муниципальные и региональные депутаты, которые имеют свой бизнес и работают в парламентах на неосвобожденной основе. В обмен на убытки в бизнесе им обещана гарантированная поддержка партии на перевыборах. Программа социальных магазинов дополняет две программы выделения партийных грантов, которые единороссы запустили этим летом в 15 регионах, в том числе и в тех 10, где осенью пройдут парламентские выборы (см. Ъ от 13 июля).

Так, по словам депутата-единоросса Костромской облдумы, директора ГУСХП "Высоковский" Алексея Ситникова, по инициативе ряда депутатов в Костроме действуют персональные социальные проекты для пенсионеров. В течение двух лет ГУСХП "Высоковский" при продаже своей сельхозпродукции через фирменную торговую сеть по предъявлении пенсионных удостоверений предоставляет пятипроцентные скидки. Скидки в 5% действуют и во всех супермаркетах и универсамах торговой группы "Высшая лига" (основатель – депутат Госдумы от Костромской области Евгений Трепов). А в Кировской области два магазина "Единой России" открылись еще в 2005 году. Цены на верхнюю одежду, обувь, трикотаж и прочие товары в три-четыре раза ниже, чем на рынке. Например, джинсы можно купить по цене от 100 до 400 рублей, школьные портфели и ранцы – от 100 рублей, футболки – по 30. Магазин носит статус социального.

Оппоненты единороссов критически оценивают такие социально-предвыборные технологии. Так, нижегородские коммунисты уверены, что "дешевые магазины существуют только для того, чтобы отнять у левых голоса". "Наш основной избиратель откровенно беден, и все эти базарно-рыночные схемы вводят людей в заблуждение",– считает лидер местных коммунистов Николай Рябов. В обкоме также отметили: "Рынок партийной торговли уже поделен, так как продуктами питания торгуют 'пенсионеры', а одеждой и мебелью – единороссы". Заодно господин Рябов признал, что КПРФ "не в силах поддерживать людей дешевым товаром".

В то же время секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил Ъ, что КПРФ рассмотрит возможность обращения в прокуратуру с целью проверки работы социальных магазинов "Единой России". По его словам, компетентные органы должны выяснить, насколько законной является эта деятельность, из каких источников предприниматели покрывают свои затраты на снижение цен, не уклоняются ли они при этом от уплаты налогов и не занижают ли прибыль. "Политический же вывод можно сделать такой: кампания по выборам Госдумы уже фактически началась",– заявил Вадим Соловьев.

В центральном аппарате "Единой России" партийную социальную программу комментируют осторожно. "Да, партия ведет активную помощь социальным категориям",– заявил Ъ замсекретаря президиума генсовета партии Валерий Рязанский, курирующий работу с социальными средами. А глава партийного информуправления Леонид Горяинов вообще отверг факт руководства социальными программами из Москвы. "Мы даем своим региональным отделениям большую самостоятельность, это полностью их инициативы, и мы их не координируем. Главное – чтобы они соответствовали законодательству",– сообщил он.

ЛЮДМИЛА Ъ-АРИСТОВА, Нижний Новгород; АННА Ъ-СКУДАЕВА, Кострома;ИРИНА Ъ-НАГОРНЫХ



Вы бы "Единую Россию" на себя повесили?

Андрей Зоткин, совладелец автосалонов "Виннер-В" и "Рено-сити" (Воронеж):

– Ни за что бы не повесил. Во-первых, я вышел из "Единой России" по политическим мотивам. А во-вторых, у меня нормальная фирма с нормальным названием. Власть завтра изменится, и что, мне каждый раз названия менять?

Александр Ветютнев, гендиректор компании "Волгоград-GSM":

– Ни за что. Я знаю все контролирующие органы, поэтому не поверю никаким обещаниям партий о возможной помощи. Закон есть закон, и если он предписывает проводить проверки, то политики здесь не помогут. Мне предлагали вступить в различные партии, но я всегда отказывался, я в политике нейтральный человек. И сейчас от сотрудничества воздержусь.


Андрей Гладиков, гендиректор строительной группы "Камская долина" (Пермь):

– Ни за какие посулы лейбл "Единой России" я не повешу. Когда бизнес начинает сотрудничать с политикой, это означает одно: бизнес стал хромым и хватается за любую соломинку. Боюсь, что такое сотрудничество может выйти боком. А подобные предложения о помощи мне напоминают пресловутую "крышу" начала 90-х годов.


Тимур Якубов, гендиректор ООО "Казанский портал":

– За внимание Владимира Владимировича к нашей деятельности повесил бы.


Иосиф Пригожин, продюсер:

– Я повесил бы их лозунг – "Единая и неделимая Россия". Просто так. Это позитивная пропаганда целостности страны. Да и партию "Единая Россия" я считаю серьезной, и идея с вывешиванием ее лейбла очень хорошая. Но не думаю, что это может принести дополнительные дивиденды партии или бизнесу. Люди не дураки – они знают, за кого голосовать.


Евгений Чичваркин, глава компании "Евросеть":

– Только в том случае, если бы 100 процентов наших сотрудников вступили в эту партию. Зачем оскорблять других?


Евгений Кабанов, гендиректор компании "Мир":

– Ни за какие блага не повесил бы у себя атрибутику какой-нибудь партии. Бизнес должен существовать отдельно от политики. А если возникнут проблемы, не спасет никакая индульгенция.


Андрей Рогачев, основатель и член наблюдательного совета компании Pyaterochka Holding N.V.:

– Если "Единая Россия" примет лучшие законы в мире, гарантирующие права собственности для средних и малых предпринимателей, то повешу. Я даже готов повесить заранее. Под честное слово.


Денис Котов, гендиректор книжной сети "Буквоед" (Санкт-Петербург):

– Если бы они завалили нас инвестициями на открытие новых объектов. Или еще лучше – открыли доступ к бесплатному партийному финансированию.


Елена Гражданкина, директор пансионата "Олимпийский-Дагомыс" (Сочи):

– У меня все нормально, мне поблажек не нужно. Но я сама состою в этой партии, и если коллеги попросят меня вывесить логотип, то соглашусь. Просто так, а не за что-то.




КоммерсантЪ