25.08.2006

Авиакомпании налетели на Ространснадзор. Началась проверка эксплуатантов иностранных самолетов



Как стало известно Ъ, Ространснадзор начинает серию внеплановых инспекционных проверок авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда западного производства. Проверки, которые в первую очередь пройдут в "Аэрофлоте", "Пулково", "Трансаэро", "Красэйре" и "ВИМ-Авиа", инициированы после катастрофы самолета А310 авиакомпании "Сибирь" в Иркутске полтора месяца назад. Проверка самой "Сибири", завершенная на днях, выявила целый ряд отклонений от норм в эксплуатации и техобслуживании самолетов. На их устранение авиакомпании дали месяц. В случае неустранения нарушений она может лишиться свидетельства эксплуатанта.

Как рассказал Ъ высокопоставленный источник в Ространснадзоре, ведомство составило график внеплановой проверки всех российских авиакомпаний, эксплуатирующих иностранные самолеты. По словам собеседника Ъ, это решение было принято после катастрофы самолета А310 авиакомпании "Сибирь" в Иркутске 9 июля (в ней погибли 127 человек). В проверках будут участвовать все региональные управления и центральный аппарат Ространснадзора. Перечень перевозчиков, которые будут проверяться, и график проверок в ведомстве не уточнили. Однако в одной из авиакомпаний Ъ рассказали, что ревизия уже началась. "Уже неделю проверяется 'Аэрофлот', на очереди ГТК 'Россия', потом 'Трансаэро', 'Красэйр', далее, скорее всего, 'ВИМ-Авиа' и 'КД авиа'",– сообщил собеседник Ъ. В "Аэрофлоте" Ъ подтвердили факт проведения проверки.

Под проверки попадают почти все крупнейшие авиакомпании России (см. справку). Подробно обсуждать перспективы ревизии и их последствия чиновники и участники рынка отказались. "Если увидим экстраординарные нарушения, то примем меры",– отметили в Ространснадзоре. Самым худшим развитием ситуации для любой авиакомпании может стать приостановление или аннулирование свидетельства эксплуатанта, основного документа, позволяющего выполнять коммерческие перевозки.

На днях завершилась первая из проверок – внеплановая инспекционная проверка "Сибири", проведенная через неделю после трагедии. По официальным данным Ространснадзора, инспекционная комиссия выявила некоторые отклонения от федеральных авиационных правил в части эксплуатации и техобслуживания самолетов. "Они касаются действий командно-административного состава и не критичны с точки зрения обеспечения безопасности полетов,– говорит собеседник Ъ в ведомстве.– Комиссия рекомендовала вынести 'Сибири' предупреждение и дать срок на устранение отклонений". В самой компании Ъ подтвердили эту информацию, уточнив, что замечания должны быть устранены до 21 сентября.

По неофициальным данным, в ходе проверки выявлено довольно много нарушений. Члены комиссии, в частности, констатировали, что с 2004 года, когда компанией начал эксплуатироваться А310, было зафиксировано 19 инцидентов с участием самолета этого типа. Число инцидентов возросло в 2005 году из-за отказов техники и по вине экипажей. Всего же за первое полугодие 2006 года произошло 25 инцидентов с самолетами "Сибири", из них больше половины – по причине "неисправности матчасти воздушных судов". В случае неустранения нарушений в срок Ространснадзор может принять решение о приостановлении свидетельства эксплуатанта "Сибири".

До сих пор такая жесткая мера ни к кому из крупных российских перевозчиков не применялась. В 2005 году Ространснадзор на месяц запрещал летную деятельность авиакомпании "КД авиа", управляемой экс-менеджерами "Аэрофлота". Компанию обвиняли в угрожающем безопасности несоблюдении федеральных авиационных правил при эксплуатации самолетов Boeing 737 и Ту-134. Эксперты, впрочем, напоминают, что при наличии политической воли меры Ространснадзора могут быть суровыми. Например, после инцидента с самолетом президента Владимира Путина в финском городе Турку в 2005 году на полтора месяца запрещались полеты всех Ил-96 в парке российских перевозчиков.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

Кого должен проверить Ространснадзор

Самым крупным эксплуатантом иномарок в России является "Аэрофлот". По данным на 1 января, крупнейшая авиакомпания России оперировала 31 самолетом Boeing 767, А319/320/321 и DC-10-40F. У "Сибири" – 25 А310/А319 и Boeing 737; у "Трансаэро" – 19 самолетов Boeing 737/767/747; у "ВИМ-Авиа" – 16 Boeing 757; у "КД авиа" – 7 Boeing 737; у "Пулково", объединяемой с ГТК "Россия",– 5 Boeing 737; у "КрасЭйра" – 4 Boeing 737/767.

КоммерсантЪ