29.08.2006

Последняя осень. В ближайшее время на туристическом рынке могут произойти серьезные потрясения



Одним из первых документов, которые рассмотрит Госдума в осеннюю сессию, станут поправки к закону о туризме. Проект, разработанный Ростуризмом, правительство на днях уже отправило депутатам. Самым спорным в нем является введение финансовых гарантий для туроператоров. Эти гарантии должны стать страховой защитой для туриста во время путешествия. Небольшие фирмы опасаются разориться, если выведут из оборота солидную сумму. Средние и крупные боятся, что государство начнет этот эксперимент, не проработав механизма. И в результате эффект будет противоположным: на рынок хлынут однодневки, которые начнут обманывать доверчивых туристов. Рядовым россиянам в этой ситуации надо, как всегда, готовиться к росту стоимости путевок.

Спор вокруг необходимости введения финансовых гарантий ведется уже лет пять. Однако, похоже, что этой осенью он будет завершен, ведь с 1 января 2007 года в туристической отрасли отменяется лицензирование компаний и возникнет необходимость в новых способах защиты туристов от проходимцев. Вместо лицензирования чиновники Ростуризма предлагают как раз ввести финансовые гарантии для туроператоров – то есть для тех компаний, которые занимаются непосредственно организацией тура, а не только продажей путевок. Соответствующие поправки уже лежат в комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, а осенью будут рассмотрены и скорее всего приняты.

Суть механизма финансовых гарантий сводится к следующему. У всех компаний, занимающихся вывозом туристов за пределы их родного города, должны быть дополнительные средства, чтобы в экстренных случаях иметь возможность оперативно помочь клиентам. Также разработчики поправок рассчитывают на то, что необходимость иметь стартовый капитал для прихода на рынок отпугнет от него мошенников, намеревающихся собрать деньги с туристов и исчезнуть. А потому поправки предусматривают для всех компаний, занимающихся туроператорской деятельностью, введение гарантийных инструментов. Это может быть банковская гарантия. Для компаний, работающих в нише международного туризма, она составит 10 млн. руб., для специализирующихся на внутреннем туризме – 1 млн. руб. Второй вариант, который, как полагают чиновники, больше подойдет для небольших фирм, – страхование гражданской ответственности туроператора.

Ростуризм совместно со страховщиками уже разработал образец типового полиса такой фингарантии. Как рассказали «НИ» в ведомстве, правила будут приемлемы для всех нынешних участников рынка, и массового вымывания небольших игроков не произойдет. «Ростуризм договорился со страховщиками о том, что стоимость страховки будет оцениваться в сумму от 1 до 3% от оборота компании, – пояснили нам в госагентстве. – По нашим расчетам это приведет к тому, что дополнительная финансовая нагрузка на небольшого оператора составит 500–1000 долларов в месяц».

Московские туроператоры в целом поддерживают введение финансовых гарантий, опасаясь только, что механизм их введения будет прописан нечетко и, по словам генерального директора компании «Пантеон» Анатолия Гаркушина, приведет к новым поборам. А вот региональные компании оптимизма Ростуризма не разделяют вообще. Свое отношение к поправкам уже высказали Уральская ассоциации туризма, Пермская туристская гильдия, Челябинская ассоциация туристических организаций, а также многие региональные отделения Российского союза туриндустрии (РСТ). По их мнению, методика расчета суммы обеспечения, предлагаемая Ростуризмом, является упрощенной, а предлагаемые фиксированные суммы гарантий не отражают специфику, объемы реализации, количество туристов различных по видам деятельности туристических компаний.

«Данные меры приведут не к защите интересов потребителей, а к монополизации рынка, – говорится в совместном заявлении этих объединений. – Ведь если для небольших туроператоров 10 млн. руб. являются необоснованно завышенной суммой обеспечения, то для столичных гигантов, отправляющих в неделю несколько десятков чартеров, этой суммы будет явно не достаточно для защиты интересов клиентов в случае банкротства турфирмы». Монополизация же рынка неминуемо приведет к повышению цен на туры даже в условиях жесткой конкуренции между крупными игроками.

Более того, специалисты отмечают, что, если поправки будут приняты ближе к концу года, а наличия фингарантий станут требовать уже с января, то многие компании просто не успеют получить подтверждения в банках и страховых компаниях, а значит, туры будут сорваны. Если же поправки о фингарантиях не будут приняты к Новому году, то с 1 января 2007 года, когда будет отменено лицензирование, рынок останется бесконтрольным и его может ожидать нашествие фирм-однодневок, как в середине 90-х годов.

Споры вокруг необходимости фингарантий и формы их введения ведутся и внутри РСТ. Чтобы снизить их накал, президент союза Сергей Шпилько считает, что необходимо искать компромисс. А для этого «пусть в предварительном порядке начинать переговорный процесс не только с банками и страховыми компаниями, но и между собой, внутри турбизнеса, в том числе на региональном уровне». В том числе «даже подумать о возможности дружественного слияния нескольких туроператоров». «Если же поправки будут приняты без учета интересов значительной части игроков рынка и окажутся для них невыполнимыми, большинство турфирм найдут способ закон обойти. Это будет означать, что он не сработал, в том числе с точки зрения защиты прав путешествующих как потребителей, – предупреждает Сергей Шпилько. – И тогда еще один нужный инструмент госрегулирования турбизнеса может оказаться дискредитированным».

Между тем недавно информгруппа «Турпром» провела on-line опрос по этой проблематике. Как оказалось, 70% принявших в нем участие профессионалов турбизнеса (а всего проголосовало 573 респондента), поддерживают идею фингарантий. При этом безоговорочно это делают всего 9%, остальные 61% одобряют лишь идею, но не согласны с предложенной формой ее реализации.

ЗАЛОЖНИКИ ТУРФИРМ

В январе 2006 года из-за внезапной смерти директора новосибирской турфирмы «Серп и К» и банкротства компании 167 россиян застряли на Филиппинах. Хозяева местных гостиниц после вмешательства российского консула отпустили большинство туристов, задержав двух сотрудников и учредителя лопнувшей фирмы. Новосибирские туроператоры начали акцию по сбору необходимых для освобождения россиян денег. Но в итоге значительную часть из требуемых 42 тыс. долларов выделил губернатор Новосибирской области из резервного фонда.
В сентябре 2005 года с турецкого курорта Анталья из-за банкротства местного туроператора «Азтур» не могли вылететь около 70 туристов из России. Большинство из них оказались фактически без обратных билетов. Консульство РФ в Анталье договаривалось с турецкими властями, чтобы хозяева местных гостиниц не пытались удерживать наших туристов даже в случае отсутствия оплаты от их российских контрагентов, а с компанией «Красэйр» – о вывозе отдыхающих на родину.
В августе 2005 года в Мармарисе на Средиземноморском побережье Турции хозяева одной из гостиниц удерживали 118 детей из России, за проживание которых не заплатил российский туроператор «Спектрум». Для освобождения маленьких заложников также понадобилось вмешательство российского консула.// ОЛЬГА ГОРЕЛИК
А вас когда-нибудь подводили туристические фирмы?

Марина МОГИЛЕВСКАЯ, актриса:
– Знаю, проблема есть, но меня она, слава Богу, не коснулась. Просто потому что я всегда стараюсь покупать индивидуальные туры.

Надежда БАБКИНА, певица:
– К счастью, все мои зарубежные поездки проходили без накладок. Думаю, что это только благодаря тому, что я всегда внимательно выбираю фирму, которой собираюсь доверить свой отдых. Мошенников в последнее время появилось очень много, и от этого никуда не денешься, поэтому, чтобы избежать возможных проблем, не стоит обращаться в сомнительные, малоизвестные компании.

Иван ДЕМИДОВ, главный редактор телеканала «Спас»:
– Я, честно говоря, вот уже четыре года как не пользуюсь услугами туркомпаний. Мне они попросту не нужны. Это не значит, что я не путешествую, просто я езжу по странам сам, без посредников. Вот и сейчас не могу продолжить разговор, потому что мой самолет вылетает.

Опрос провели Роман ДОБРОХОТОВ, Дмитрий МИГУНОВ, Екатерина НАДРОВА

Новые Известия