Нефтяники занялись цветами. «Производство цветов на срез можно назвать самым рентабельным и окупаемым бизнесом»Российские предприниматели начинают выращивать цветы. Цветники разбивают нефтяные компании и банки. Объем российского цветочного рынка составляет 1,5 млрд. долларов, и конкуренции на нем практически нет. Пока из общего числа отечественных бизнесменов цветами занимаются всего 1,5%. Выращивают они в основном розы. «Производство цветов на срез можно назвать самым рентабельным и окупаемым бизнесом, - рассказала газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора компании «Агроинжстрой» Владислава Беликова. - Эта ниша пока относительно свободна в России, и некоторые компании пользуются этим, меняя профиль деятельности». «Объем российского цветочного рынка составляет 1,5 млрд. долларов. По неофициальным данным – 2 млрд. долларов» По словам Владиславы Беликовой, цветами интересуются нефтяные компании. «В прошлом году небольшая компания, которая занималась нефтью, оставила это направление и стала выращивать цветы в Калужской области», - говорит представитель «Агроинжстроя». Называть компанию Владислава Беликова не стала. Банки, вместо того чтобы кредитовать желающих строить теплицы и растить розы на срез, принимают решение вкладывать в эти проекты собственные деньги. Так, в частности, поступил банк «Система». Сейчас объем российского цветочного рынка составляет 1,5 млрд. долларов. По неофициальным данным – 2 млрд. долларов. На Москву и Московскую область приходится порядка 500 млн. долларов, из них до 10% - это комнатные растения. Импорт срезанных цветов составляет 40%. 70% импортных стеблей ввозится из Голландии, 20% - из Израиля и Латинской Америки. Из общего числа отечественных бизнесменов цветами занимаются всего 1,5%. Выращивают они в основном розы. «У российских предпринимателей нет опыта разведения растений, они слабо представляют, с чего нужно начинать, - объясняет ситуацию председатель наблюдательного совета агрофирмы «Белая дача» Виктор Семенов. - А иностранные инвесторы все еще с недоверием относятся к этому сегменту». Виктор Семенов считает, что для развития любой отрасли, в том числе цветочной, необходима господдержка. «В России государственной политики по поддержке цветоводов нет. Она только зарождается и проявляется на уровне ведомственных программ. Большим достижением можно будет считать, если тепличные хозяйства включат в список предприятий на среднесрочное кредитование», - говорит Виктор Семенов. Участники рынка отмечают, что отношения с банками сельскохозяйственным и цветочным бизнесменам выстраивать особенно сложно. «Они не знакомы с терминологией, с алгоритмом построения бизнес-плана, а без этого банки отказывают в финансировании даже очень хороших проектов», - пояснила Владислава Беликова газете ВЗГЛЯД. Финансовую грамотность сельскохозяйственных компаний повышают в том числе путем продажи доли в акционерном капитале компаниям, специализирующимся на инвестициях. Так, «Агроинжстрой» продал 50% +1 акция группе компаний «РОЭЛ». По мнению исполнительного директора компании «РОЭЛ Проекты и финансы» Светланы Ходос, у инвесторов постепенно меняется отношение к сельскому хозяйству. «Если раньше его представляли себе как кота в мешке, то теперь появляется престиж вложений в агропромышленность», - отметила Светлана Ходос на встрече с журналистами. Но заметного притока инвестиций цветоводам пока ждать не стоит. «Пока на рынке преобладают черный и серый импорт, инвесторы на него не придут», - уверен Виктор Семенов. Сейчас согласно всем таможенным правилам в Россию ввозится лишь 15% импортных растений. Цветы выгоднее ввозить также потому, что себестоимость розы, выращенной в России, составляет 17-18 рублей. «Такая цена получается, если производство основано на старых тепличных технологиях, которых сейчас большинство, - рассказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор «Агроинжстроя» Юрий Беликов. - Новые теплицы позволяют снизить себестоимость одного стебля до 9 рублей». Построить новый тепличный комплекс стоит порядка 463 тыс. рублей, что составляет порядка 14 тыс. евро, при этом производственная площадь составит 6 га. «Желающие вкладывать средства в цветочное производство находятся, - говорит Юрий Беликов. - Сейчас компания ведет несколько инвестпроектов на общую сумму 177 млн. евро». //Екатерина Геращенко Взгляд |