30.08.2006

Акцизные марки многоразового использования обнаружил Минсельхоз



В ближайшие дни Минсельхоз намерен обсудить вопрос изменения акцизных марок на алкогольную продукцию. В ведомстве Алексея Гордеева считают, что ныне существующая марка недостаточно защищает алкоголь от подделок. В свою очередь, участники рынка опасаются, что, поднимая вопрос о фальсификатах, в правительстве пытаются возродить отмененную с начала года систему проверки качества продукции, которая приносила ее контролерам до 10 млрд рублей в год дополнительных сборов.

Как сообщил Ъ источник в Минсельхозе, очередное совещание, посвященное проблемам ЕГАИС (электронная система учета алкогольной продукции), под председательством замминистра сельского хозяйства Игоря Рудени состоится в ближайшую пятницу. Основным вопросом, который должны обсудить участники встречи – главы крупнейших отраслевых ассоциаций и компаний, станет проблема фальсификации алкогольной продукции, возникшая после введения ЕГАИС и новых акцизных марок. Суть проблемы такова: старые акцизные марки наносились на горлышко бутылки и часть пробки, поэтому при открывании автоматически повреждались. В отличие от них новые марки, введенные с 1 января этого года законом "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", наносятся на боковую часть бутылки рядом с этикеткой и, соответственно, при открывании не повреждаются. Кроме того, новые марки сделаны из качественной самоклеящейся бумаги, которая не смывается водой.

Все это сделало бутылки крайне уязвимыми для изготовления подделок. "Тем, что марка не повреждается при открытии, сразу же воспользовались нелегалы, которые начали собирать пустые бутылки,– уверяет глава Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульков.– По нашим сведениям, за бутылку от дорогого алкоголя с неповрежденной маркой в пунктах приема стеклотары платят до 30 рублей. Наливают в нее нелегально произведенную продукцию, и никаких проблем. На подделку марки можно не тратиться, а кроме того, продукция становится абсолютно законной, поскольку имеющаяся на бутылке марка уже внесена в ЕГАИС и отличить подделку можно только по внутреннему содержанию". По данным главы ТПГ "Кристалл" Сергея Зивенко, пункты приема стеклотары принимают бутылки из-под водки с новыми марками не по 2-3 рубля, как раньше, а по 5 рублей. Активно проблему подделки марок поднимают и в регионах. Например, по оценке зампреда комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Николая Архипова еще в начале лета в Петербурге появилось около 20-30 пунктов приема стеклотары, которые специализируются на сборе пустых бутылок с новыми акцизными марками.

Сами участники рынка считают, что подделка алкогольной продукции еще не приняла массового характера. А в том, что эта проблема активно обсуждается, они видят желание регионов возродить систему контроля качества, отмененную с 1 января этого года. Суть этой системы проста: производитель или оптовик получал аккредитацию в уполномоченном органе при субъекте федерации (например, в Москве это было ГУП "Московское качество"). Дальше уполномоченная организация должна была проверять качество алкоголя и выдавать соответствующие свидетельства. На деле никакого контроля не было. Зато в год регионы собирали на контроле качества около 10 млрд рублей. "На поток подделки не поставишь – это очень локальный рынок,– говорит глава компании 'Кристалл-Лефортово' Виктор Алексеев.– Но под эгидой борьбы за качество можно придумать еще один фантик, который будет наклеиваться на горлышко".

ВИКТОР Ъ-ХИЛЬКО, СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА; МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО, Санкт-Петербург

КоммерсантЪ